Стройный или Толстый
(почему мы покланяемся похуданию, увеличивая наши порции на ланче)
(почему мы покланяемся похуданию, увеличивая наши порции на ланче)
Вот пара интересных цифр: 16 процентов американских детей тучны; 11 процентов учащихся средних школ неправильно питаются – анорексия или булимия.
О чём говорит статистика? О том, что мы едим очень много? Или что мы едим недостаточно? Или о том, что мы едим неправильную пищу?
По крайней мере, она показывает следующее: Американцы имеют беспорядочное отношение к пище. Две новые книги, возможно, помогут нам разобраться с этими данными статистики.
читать дальшеСтройность как святость
В своей книге "Рожденные свыше тела" Мэри Гриффит из Принстонского университета критикует историю христианской диетической индустрии. Она пишет, что увлечения современной Христианской диетой начались после входа в 1957 году книги Пресвитерианского пастора Чарли Шедда "Молись за снижение веса". Шедд настаивал на мнении, что стройность всегда была признаком дисциплины и праведности, тогда как жир был признаком упадка и бунтарства.
Гриффит объясняет: "Шедд представил евангелие стройности, которое осуждало полные тела, прямо называя это грехом и виной, гарантируя снижение веса посредством длительной молитвы, посвященному чтению Библии и непоколебимой вере в стройность, как в знак святости.
"Молись за снижение веса" заполонила книги, повлекши за собой множество подобных книг, среди которых: Дебора Прирц "Я молюсь за похудание"; Йоан Каваног "Больше Иисуса" и "Уменьшая себя"; Патриция Б. Кремл "Худей для Него". Появилась Христианская Аэробика на видео и "низкокалорийные" поваренные книги, и по всей стране появились группы по поддержке Христианской диеты. В то же время Гвен Шамблин основал Симпозиум Снижения Веса, и большинство Протестантов стало считать, что: "Бог ожидает, что христианские ученики будут иметь стройное тело".
Гриффит отмечает, что христианские гуру сидения на диете действуют в сфере психологии. Тощие женщины, которые сочиняют большинство книг про диету, приписывают свой бывший жир к неповиновению или неверно направленному духовному голоду. Как пишет Каваног в "Больше Иисуса": "Быть толстым - обычно признак того, что что-то серьезно неправильно. Истина обычно сокрыта, но когда мы серьезно стараемся её достичь, то происходит как бы большой взрыв. Мы признаем, что мы нуждаемся в помощи и должны исповедать наши тайные ошибки Богу".
Не отвергая идею, что некоторые люди едят очень много, пытаясь восполнить свои эмоциональные потребности, Гриффит утверждает, что эта идея может скрыть столько же, сколько она показывает. Гриффит пишет, что бедные женщины, например, вынуждены покупать недорогие, крахмалистые, пищевые продукты с высоким содержанием жиров, а не здоровую, и часто более дорогостоящую пищу, такую как свежие овощи и фрукты. Также бедные женщины не имеют достаточно денег и досуга, чтобы заниматься гимнастикой. Но социальный критический анализ, который связывает бедность и тучность, вообще отсутствует на страницах христианских книг о диете.
Гриффит - не только историк, но и культурный критик. Она призывает, чтобы американские христиане добивались бы чего-то большего, чем-то, чтобы просто попугайничать в одержимости современного общества идеей похудания. Одно дело – призывать Церковь к здоровому образу жизни, и совсем другое – это поклонение в церкви идолу Стройности.
И если Церковь поддерживает 6 размер в качестве идеала христианской женщины, то что мы скажем женщинам, которые носят 10, или 12 или, прости Господи, 22-ой? Мэри Гриффит сказала в своём интервью для Паблишер Уикли: "то, что мне хотелось бы видеть в Христианстве - это критический анализ Американской навязчивой идеи Стройности… - "Эй, Бог любит Вас, независимо от того, как Вы выглядите!"
"Суперсайзед" Америка
Культ стройности – это один из грехов Америки в отношении пищи. В "Не ешь эту книгу" автор Морган Сперлок обличает грех другой. Сперлок стал известен по своему фильму "Super Size Me" (русское название "Двойная порция") – фильм, удостоенный награды, в котором автор в течение 30 дней питается только "фаст-фуд" пищей и документировал изменения своего веса и здоровья. В "Не ешь эту книгу" Сперлок повторяет и объясняет темы, затронутые в фильме. Короче говоря, 21 процент американцев с медицинской точки зрения тучен. Наше здоровье, конечно, страдает от тучности; мы тратим приблизительно 17 миллиардов долларов в год, на лечение "высокого уровня холестерина, высокого давления, болезней сердца, болезней кишечника и диабета" а также "других, связанных с тучностью болезней" Пропорционально увеличивается цена билетов в авиакомпаниях. Нашему дополнительному весу необходима дополнительная самолетная тяга, что требует большего количества топлива, а это приводит к увеличению стоимости наших билетов. Кроме того, то дополнительное топливо самолета производит выброс приблизительно 3.8 миллиона дополнительных тонн углекислого газа в воздух каждый год.
Эта эпидемия тучности, как пишет Сперлок, началась приблизительно 30 лет назад. Что же было по-другому в 1975? Мы ели меньше калорий в день, мы ели более здоровую пищу, мы больше тренировались. Сперлок заявляет: "Это не совпадение, что взрыв тучности в нашей стране случился в точно то же самое время, когда начался огромный рост промышленности быстрого питания. … В 1970, американцы потратили 6.2 миллиардов долларов на рестораны быстрого питания. В 2004, это было уже 124 миллиарда долларов"
Промышленность будет всегда делать всё необходимое, пока стоит очередь за бургерами и выпечкой. А американское население ненасытно и пассивно. Мы слишком ленивы, чтобы тренироваться, слишком ленивы, чтобы готовить, и, по-видимому, неспособны ограничить себя от "суперразмера". Благодаря Сперлоку, мы, по крайней мере, теперь можем быть осведомлены.
Не по принуждению
Эти две тенденции - поклонение стройности и эпидемия тучности – по иронии связаны. Они отражают беспорядочное понимание того, что есть наше тело. Вместо того чтобы заботиться о своем теле, мы либо сидим на диете, либо наполняем их нездоровым быстрым питанием; и то и другое позволяет нам дистанцироваться от проблем.
И одержимое сидение на диете и широко распространенная тучность - не только личные проблемы, но также и социальные проблемы. Мы делаем личный выбор каждый раз, когда кладем что-то, или не кладём что-то в свой рот, но наш выбор обусловлен доступными вариантами, позицией общества и рыночными возможностями. Сперлок говорит о том, что в обществе распространена приверженность покупателя к определенной марке товара. Сперлок цитирует "гуру детских маркетов" Джеймса МакНеила: "Мы имеем живое доказательство постоянства качества в ресторанах Макдональдс… Дети встречают у нас свои дни рождения, и, в конечном счете, они начинают иметь предпочтение нашей марки. Дети могут предпочитать её всю свою жизнь" Другими словами, те симпатичные пластмассовые игрушки, которые Макдоналдс отдает с Хэппи-Мил, должны бы именоваться способом рекламы, а не подарками.
Безусловно, христиане должны критиковать и промышленность диет, и промышленность быстрого питания. Но, разумеется, христианство не призывает ни к ненасытности, ни к Гностицизму.
Но мы можем большее, чем просто критиковать. Мы можем начать по-новому относиться к пище, которую согласно Христианским понятиям мы должны вкушать в мире и радости, а не по принуждению.
Мы могли бы жить в обществе, где люди оставляют работу вовремя, чтобы приготовить обед, возможно даже, чтобы приготовить его вместе с детьми. Мы могли бы есть пищу, выращенную в наших местных хозяйствах, посылая наши доллары пищи не к конгломератам, но фермеру, живущему в нескольких милях от нашего дома. Мы могли бы воспрепятствовать тому, чтобы наши дети были записаны в 17-ти различных внешкольных мероприятиях, а просто собираться дома за столом всей семьей на ужин. Давайте вспомним, что совместный прием пищи очень важен для взаимоотношений в христианской жизни – и я является прообразом Царства Небесного (Исаия 25:6).
Лорен Ф. Уиннер - автор книги "Реальный Секс: голая правда о целомудрии"