Вторая половина 19 в. была одной из самых сложных эпох в развитии социальной, интеллектуальной политической и религиозной мысли России. Религиозное пробуждение, имевшее место среди дворянства и распространившееся на остальную часть России, сначала подавлялось имперскими силами, а позднее было загнано в подполье жестокостью коммунистов, и в основном забыто современными историками. Но все же оно необратимо повлияло на русскую нацию. Искра, зажженная духовной революцией в России, была принесена в Санкт-Петербург необычным человеком: англичанином, известным как лорд Радсток.
читать дальшеГрэнвилл Уальдегрейв (род. в 1833 г.) получил титул лорда Радстока от своего отца в возрасте 27 лет. На него оказали серьезное влияние евангелическое и пиетистское движения в Англии в 1800-е. Радсток учился в Оксфорде, где он отличился в изучении истории и науки. Офицером Британской армии он отправился на Крымский фронт в конце войны. Там он заболел лихорадкой и чуть не умер. Этот опыт определил ход его жизни - он будет служить Христу.
С 1860 года Радсток посвятил свою жизнь проповеди и делам благотворительности. Он работал в тюрьмах и госпиталях, собирал деньги для постройки домов для эмигрантов и приютов для женщин. Он проповедовал в трущобах лондонского Ист-Энда и в салонах дворян.
Радсток придерживался убеждений англиканской "низкой церкви", но некоторое время он находился под влиянием Открытых Братьев, - ответвлением Плимутских Братьев. Братья отличались решимостью возродить христианство Нового Завета через: веру в абсолютную власть Библии и не признавали церковные организации. Эти мотивы проявились при служении Радстока в России. Радсток принял участие в международной конференции Голландии в 1869 году. Оттуда он поехал в Париж и, хорошо владея французским языком, продолжил свое пасторство. Именно там он встретил русских дворянок, одной из которых была Великая Герцогиня и Княгиня Елизавета Черткова. Княгиня оплакивала утрату двух своих сыновей и мужа, генерал-адьютанта царя. Обе женщины посвятили себя Христу на проповедях Радстока. Они пригласили его в Россию. Радсток проявлял интерес к русской духовности. Когда он встречал русских дворян в Париже, спрашивал их, будут ли они молится за свою страну, заносил имена тех, кто согласился молится, в список, который хранил в Библии.
Через 5 лет, в возрасте сорока лет, Радсток прибыл в Россию. Он приехал в Петербург, в Страстную неделю в апреле 1874 года и начал шестимесячное пасторство... Сначала он ограничил свою деятельность американской часовней и немецкой Лютеранской церковью, которые посещали верующие-экспатрианты. Однако вскоре, по приглашению одного из друзей среди дворянства, он стал проводить проповеди в художественных салонах городских дворцов. В течение короткого времени его собрания посетило огромное число слушателей.
Радсток был подвижником. В Санкт-Петербурге он работал до пятнадцати часов в день, выступая по крайней мере дважды, и проводя личные дискуссии в течение дня. Он принял решение ходить пешком на свои встречи, дабы по пути раздавать Новый Завет. Он проповедовал по-французски, на втором языке большинства представителей аристократии. В проповедях Радсток уделял основное внимание Писанию. Он избегал упоминаний о православии и деноминациях. Его подход был простым, манеры — скромными, а искренность — очевидной. Русское дворянство привлекали высокое доверие к нему и его скромный дух. Публичные службы, которые проводил Радсток, начинались с безмолвной молитвы, в которой испрашивалось Божье руководство. Затем он читал отрывок из Библии, за которым следовали пояснения к прочитанному. Но главная мысль каждого отрывка повторялась неоднократно. Он завершал службу несколькими гимнами и молитвами с призывом к слушателям "обрести Христа". Затем назначались личные встречи.
Лорд Радсток произвел немедленную сенсацию в Санкт-Петербурге. Жажда духовной пищи, не удовлетворенная православием, была главным фактором, как и интерес аристократии ко всему западному. Упор, который делал Радсток на Библию, однако, открывал сердца людей Божьему Слову; искре, которая зажгла другую революцию. Достоевский, в своем "Дневнике писателя", вспоминает о своей первой встрече с Радстоком за год до его прибытия в Санкт-Петербург:
"Я не увидел ничего удивительного. Его манеру говорть нельзя было назвать ни особо умной, ни особо глупой. Но все же он творил чудеса в сердцах людей; люди толпились вокруг него, многие из них были изумлены; они искали бедных, чтобы как можно скорее принести им пользу; они были почти готовы отдать свои богатства. Он действительно производил чудесные преобразования и вселял в сердца своих последователей высокие чувства"
Радсток интерпретировал Евангелие независимо от религиозных взглядов или принадлежности к любой секте. Возможно невольно, Радсток в своем тезисе о независимости от вероисповедания затронул тонкую струну русской аудитории. Современником Радстока был В. Соловьев, известный русский религиозный философ, который видел назначение России в объединении церквей. В своей работе "Объединение всего христианства" он говорил своем желании духовного объединения мира в свершенном обществе, в котором государство будет следовать христианским принципам.
Пиетистическое учение Радстока привело его к требованию "ощущения спасения", которое должно сопровождаться личной святостью.
Радсток уделял большое значение в своей работе Святому Духу. Он полагал, что в то время, как сам он открывает сердца людей Слову Божьему, именно Святой Дух приводит слушателей к осознанию греха и ведет их к вере. Учение Радстока о бесплатной благодати в православной среде, тревожило священников города, которые полагали, что такая проповедь ведет к безнравственной жизни.
Проповеди Радстока были простыми, с постоянным повторением: освобождение через искупленную смерть Христа, освобождение, доступное всем. Он верил в крещение и трапезу Господнюю, причастие, в одну веру, в одну церковь Христа и в Библию, как в единственный авторитетный текст. Поощрялись хорошие поступки, не ради спасения, а как благодарность полученному спасению. Он считал, что все должны быть "просто христианами", объединенными в христианское братство, в котором все равны.
Те, кто разделял учение Радстока, не считали себя оторванными от Православной церкви. Хотя постепенно они признали себя "верующими", "детьми Бога", или евангельскими христианами.
Целью последователей Радстока было духовное обновление, а не изменение принадлежности к церкви. Они искали более глубокого понимания Слова Божьего и, через это, духовного обогащения и более сильной веры.
(Текст взят из книги "Российское Евангелическое пробуждение)