"Смерть греховной жизни." (c) Poslushnik the Orthodox Paladin
«Оно было, когда ничего не было, но это ничто не было чем-то из сущего, а — просто, ясно, без всяких софизмов — было всецелым ничто», - Василид о Первоначале (Боге), гностик, еретик, II в.
Видимо, ход мыслей Василида был таков: что было, когда ещё ничего не было? - ничто - Первоначало суть ничто. Конечно так говорить о Первоначале в корне неверно: уже из школьной физики мы знаем, что ничто не возникает из ничего и не исчезает бесследно. Однако не следует легкомысленно отбрасывать эту цитату: легкомысленность вообще нехорошее качество, а Василид, хоть и еретик, был одним из умнейших людей своего времени, да и в наше время дал бы фору многим. Вопрос, что с ней делать, с этой фразой, следует поставить так: какую пользу мы можем из неё извлечь?
Для этого следует её подвергнуть анализу. Ничто - что это? Какое оно - ничто? Ответы очевидные, и ни к чему не ведут. А вот если мы представим ничто - вот это уже интересно: это нам даёт чистое сознание, в его естественном и первозданном виде. Представляя ничто, мы осознаём собственное сознание, разум... (ср. феноменологический подход к исследованию сознания)
Василид это тоже понимал (во II веке!). Но первоначальная ошибка сделала его учение ересью: он говорил о Первоначале как о Разуме, (бытие) которого - Мысль... ну и так далее.
Представляя совершенное ничто, мы осознаём собственное сознание в его естественном и первозданном виде. Это создаёт как бы пустоту в уме, область чистую и свободную от всяческих мыслей, помех, в которую может быть помещён любой предмет для размышления. Это - высшая форма концентрации на предмете и в то же время расслабление ума, это успокаивает мятущийся разум, жующий жвачку суетных мыслей.
Предмет размышления, помещённый в такую область, может быть свободно подвергнут анализу, без помех от посторонних мыслей - корня большинства ошибок; а вы - мыслящий субъект - пребываете в отстранённом состоянии от предмета размышления, так что ваши желания на него никак не влияют. Таким образом и получается, что предмет размышления (любой!) представлен в уме так же, как он есть и в действительности.
Это высший уровень абстрактного мышления.
Из логики мы знаем, что утверждение (да и вообще представление), соответствующее действительности - истинно. Так что, с помощью представления ничто, мы можем познавать истину о чём угодно (предмете размышления). Постепенно это приводит к чистой, созерцательной молитве Господу нашему Иисусу Христу...
Видимо, ход мыслей Василида был таков: что было, когда ещё ничего не было? - ничто - Первоначало суть ничто. Конечно так говорить о Первоначале в корне неверно: уже из школьной физики мы знаем, что ничто не возникает из ничего и не исчезает бесследно. Однако не следует легкомысленно отбрасывать эту цитату: легкомысленность вообще нехорошее качество, а Василид, хоть и еретик, был одним из умнейших людей своего времени, да и в наше время дал бы фору многим. Вопрос, что с ней делать, с этой фразой, следует поставить так: какую пользу мы можем из неё извлечь?
Для этого следует её подвергнуть анализу. Ничто - что это? Какое оно - ничто? Ответы очевидные, и ни к чему не ведут. А вот если мы представим ничто - вот это уже интересно: это нам даёт чистое сознание, в его естественном и первозданном виде. Представляя ничто, мы осознаём собственное сознание, разум... (ср. феноменологический подход к исследованию сознания)
Василид это тоже понимал (во II веке!). Но первоначальная ошибка сделала его учение ересью: он говорил о Первоначале как о Разуме, (бытие) которого - Мысль... ну и так далее.
Представляя совершенное ничто, мы осознаём собственное сознание в его естественном и первозданном виде. Это создаёт как бы пустоту в уме, область чистую и свободную от всяческих мыслей, помех, в которую может быть помещён любой предмет для размышления. Это - высшая форма концентрации на предмете и в то же время расслабление ума, это успокаивает мятущийся разум, жующий жвачку суетных мыслей.
Предмет размышления, помещённый в такую область, может быть свободно подвергнут анализу, без помех от посторонних мыслей - корня большинства ошибок; а вы - мыслящий субъект - пребываете в отстранённом состоянии от предмета размышления, так что ваши желания на него никак не влияют. Таким образом и получается, что предмет размышления (любой!) представлен в уме так же, как он есть и в действительности.
Это высший уровень абстрактного мышления.
Из логики мы знаем, что утверждение (да и вообще представление), соответствующее действительности - истинно. Так что, с помощью представления ничто, мы можем познавать истину о чём угодно (предмете размышления). Постепенно это приводит к чистой, созерцательной молитве Господу нашему Иисусу Христу...
1) обострение всех чувств (зрение, слух и проч);
2) в соединении с опытом - приобретение разумом субъекта предсказательной способности (сродни расчётам);
3) экспоненциальное увеличение психологических нагрузок на субъект со временем в связи с получением и обработкой большего и экспоненциально нарастающего количества информации.