"Смерть греховной жизни." (c) Poslushnik the Orthodox Paladin
читать дальшеСуть этого вопроса в тринитарном богословии заключается в том, от кого исходит Св. Дух: православные полагают, что только от Отца, католики полагают, что и от Отца, и от Сына. О Св. Духе известно, что посредством Него осуществляется связь Отца и Сына; о Св. Троице известно, что в Ней Отец — первое, Сын — второе, Св. Дух — третье. Потому Св. Троицу условно можно изобразить так, как это сделано на рисунке (1).

Условность такого линейного изображения в том, что оно отражает лишь одну черту единства. Сын есть Бог Слово, а о чём было Слово, когда ещё Вселенная сотворена не была, то есть предвечно? - об Отце. Иначе говоря, Сын, Он же — истина, как Он сам о Себе сказал, во всём соответствует Отцу как Слово: означающее во всём соответствует означаемому. Такое соответствие говорит о том, что Бог Слово есть истина и формально-логически: в формальной логике истинным утверждением называется такое утверждение, которое соответствует действительности — то есть своему предмету. О всяком предмете известно, что он содержит истину о себе в себе самом, точно так же и об истинном понятии известно, что оно содержит в себе предмет, о котором оно составлено: так, например, обладая истинным понятием о предмете, мы можем его сделать. Причём истинное понятие о предмете не может быть, если нет самого предмета, то есть реально существующий предмет — первичен, понятие о нём вторично. Иначе говоря, как сказано в Евангелии, Сын в Отце, и Отец в Сыне, причём Отец — первое.
Поэтому такое изображение Св. Троицы является условным, возможным и приемлемым лишь для решения данной задачи: прекратить спор о «филиокве», то есть об исхождении Св. Духа.
Православная точка зрения такова: Бог Отец первичен, Он — первое, без Него не возможны ни Сын, ни Св. Дух (сына без отца не бывает, их единства — тем более). То есть, если есть А (Отец), то необходимо есть и Б (Сын), причём связь Отца и Сына — осуществляемая посредством Св. Духа — исходит от Отца, в силу того, что Он — первое. Это порядок вещей, и это правильно.
Католическая точка зрения такова: Бог Отец и Бог Сын нераздельны, не существуют иначе. То есть, если есть А (Отец), то необходимо есть и Б (Сын): как Отец может быть Отцом, если у Него нет Сына? - никак. Потому, в силу нераздельности Отца и Сына (они оба существуют предвечно), их единство осуществляется и Отцом, и Сыном — то есть Св. Дух исходит и от Того, и от Другого. Это наличный факт, который виден на рисунке (1), и это правильно.
И православные, и католики правы, правы в различных отношениях: православные правы в отношении порядка вещей, католики — в отношении наличного факта. Логический закон противоречия здесь не работает, не объявляет одну из этих двух точек зрения ложной, потому что предмет утверждения (Св. Троица) в каждой из них взят в различных отношениях, и это необходимо понимать.
Больше об исхождении Св. Духа спорить не о чем: в этом споре правы обе стороны, каждая в своём отношении.
У православных и у католиков, равно как и у народов, на культуры которых повлияла соответственно Православная или Католическая Церковь, мышление различается: православные делают упор на порядок вещей, католики — на наличный факт. Оба стиля мышления правильные, но из-за этого различия православному очень трудно понять католика, и наоборот. Для продуктивного диалога между ними необходимо учитывать этот момент.
Возрадуемся же, братья и сёстры во Христе, и возблагодарим Господа нашего, Которому слава во веки!
Мир вам и благодать от пресвятого Господа нашего Иисуса Христа.

Условность такого линейного изображения в том, что оно отражает лишь одну черту единства. Сын есть Бог Слово, а о чём было Слово, когда ещё Вселенная сотворена не была, то есть предвечно? - об Отце. Иначе говоря, Сын, Он же — истина, как Он сам о Себе сказал, во всём соответствует Отцу как Слово: означающее во всём соответствует означаемому. Такое соответствие говорит о том, что Бог Слово есть истина и формально-логически: в формальной логике истинным утверждением называется такое утверждение, которое соответствует действительности — то есть своему предмету. О всяком предмете известно, что он содержит истину о себе в себе самом, точно так же и об истинном понятии известно, что оно содержит в себе предмет, о котором оно составлено: так, например, обладая истинным понятием о предмете, мы можем его сделать. Причём истинное понятие о предмете не может быть, если нет самого предмета, то есть реально существующий предмет — первичен, понятие о нём вторично. Иначе говоря, как сказано в Евангелии, Сын в Отце, и Отец в Сыне, причём Отец — первое.
Поэтому такое изображение Св. Троицы является условным, возможным и приемлемым лишь для решения данной задачи: прекратить спор о «филиокве», то есть об исхождении Св. Духа.
Православная точка зрения такова: Бог Отец первичен, Он — первое, без Него не возможны ни Сын, ни Св. Дух (сына без отца не бывает, их единства — тем более). То есть, если есть А (Отец), то необходимо есть и Б (Сын), причём связь Отца и Сына — осуществляемая посредством Св. Духа — исходит от Отца, в силу того, что Он — первое. Это порядок вещей, и это правильно.
Католическая точка зрения такова: Бог Отец и Бог Сын нераздельны, не существуют иначе. То есть, если есть А (Отец), то необходимо есть и Б (Сын): как Отец может быть Отцом, если у Него нет Сына? - никак. Потому, в силу нераздельности Отца и Сына (они оба существуют предвечно), их единство осуществляется и Отцом, и Сыном — то есть Св. Дух исходит и от Того, и от Другого. Это наличный факт, который виден на рисунке (1), и это правильно.
И православные, и католики правы, правы в различных отношениях: православные правы в отношении порядка вещей, католики — в отношении наличного факта. Логический закон противоречия здесь не работает, не объявляет одну из этих двух точек зрения ложной, потому что предмет утверждения (Св. Троица) в каждой из них взят в различных отношениях, и это необходимо понимать.
Больше об исхождении Св. Духа спорить не о чем: в этом споре правы обе стороны, каждая в своём отношении.
У православных и у католиков, равно как и у народов, на культуры которых повлияла соответственно Православная или Католическая Церковь, мышление различается: православные делают упор на порядок вещей, католики — на наличный факт. Оба стиля мышления правильные, но из-за этого различия православному очень трудно понять католика, и наоборот. Для продуктивного диалога между ними необходимо учитывать этот момент.
Возрадуемся же, братья и сёстры во Христе, и возблагодарим Господа нашего, Которому слава во веки!
Мир вам и благодать от пресвятого Господа нашего Иисуса Христа.
@настроение: