Прежде, чем разобраться в отношении Библии к этому явлению (глоссолалии), посмотрим, нет ли в других нехристианских религиях чего-либо подобного. Оказывается, есть!

читать дальше

Комментарии
07.09.2006 в 13:28

да, переход на ступень назад.



когда можно говорить, но не обязательно соображать.
07.09.2006 в 14:06

Вот до жути интересная статья, просто отличная, о иных языках в ранней Церкви и теперь. Она будет интересная всем, но особенно пятидесятникам и прочим харизматам (и john_nash):

--

Говорение языками



читать дальше...
07.09.2006 в 14:07

...Можно предположить, что дар говорения на незнакомом языке в общине одноязычной становится лишенным внутреннего смысла и требует помощи для восприятия. Возможно, возвращаясь к вопросу св. Григория Богослова о чуде говорения или слышания, чудо Пятидесятницы имело и ту и другую форму, а позднее у коринфян проявилась двояко - дар говорения и дар истолкования. Практика одновременного говорения нескольких человек сразу еще больше осложняло, ситуацию и вносила элемент беспорядочности в собрания первых христиан. Если к III в. глоссолалия исчезает в среде христиан, то происходило это, скорее всего не внезапно, не сразу, а постепенно затемнялся и тот и другой дар - истощался смысл речи, и обессмысленное языкоговорение осталось только в еретических движениях гностиков и монтанистов.



Обратимся к толкованию блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского. "Те, которые в начале веровали и крестились, все получали Духа. Поелику же Он был невидим, то давалось внешнее доказательство Его сила; и получавшие Его или говорили на разных языках, или пророчествовали, или творили чудеса. У коринфян из-за сих дарований были мятежи: получавшие больше превозносились, получавшие меньше - завидовали им". "Дар языков у коринфян был в изобилии; им-то они более и превозносились, так как он первым дан апостолам и потому почитался важнейшим прочих". [7]



Итак, в I Коринфянам. апостол Павел предупреждает коринфян от греховного злоупотребления даром Святого Духа, который в первоначальной форме в наши дни уже не проявляется и прямого перехода к проблеме церковнославянский/русский язык быть не может.



Надо сказать, что православные авторы очень осторожно подходят к проблеме "дара языков", у поздних толкователей Посланий ап. Павла этот момент просто умалчивается (например у свт. Феофана Затворника) Напротив, повышенный интерес к глоссолалии наблюдается в Протестантизме, потому что в этом направлении сильны тенденции к буквальному восстановлению форм религиозной жизни и учреждений первоначальной христианской Церкви. В 1755г. в Лондоне вышла книга Миддльтона "О даре языков", и с тех пор разгорается дискуссия о глоссолалии, ведется спор со святоотеческой традицией ее понимания и получает оформление экстатическая теория, в которой акцент делается на особом состоянии, в котором находится говорящий "иными языками" и высказываются самые различные догадки о конкретном проявлении этого дара. Конечно же, новые авторы ищут древние истоки экстатической теории и находят их у Тертуллиана, знаменитого богослова 2-3 вв., перешедшего в монтанизм, где, как уже не раз упоминалось, "дар языков" выродился в бессмысленное языкоговорение.



Разбору протестантских теорий уделено много места в книге свящ. Михаила Фивейского. Многообразие точек зрения, пожалуй, сводится к трем основным пониманиям - языком глоссолалиста является: 1) устаревший язык - древнееврейский, который в эпоху пришествия в мир Спасителя вышел из употребления, или устаревшие выражения языка греческого; 2) "боговдохновенная речь", т.е. экстатическая, нечленораздельная речь, в которой и не предполагалось смысла человеческого; 3) песнословие - восторженная ритмическая декламация, это так называемое музыкально-гимнологическое истолкование.



Сразу же бросается в глаза, что все теории отвергают основание: связь Пятидесятницы с вавилонским столпотворением - и начинают возводить здание своих точек зрения на частностях. Да, в средние века было распространено мнение, что райским языком Адама был древнееврейский, как самый древний язык, но уже и тогда высказывались сомнения в правильности этого положения, а современная лингвистика однозначно доказала, что есть языки более древние. Да, древняя традиция произнесения молитвенных текстов у многих народов предполагала, что текст обязательно произносится вслух, а музыкально-ритмическое оформление в эпохи дописъменные было чертой не только религиозных текстов, но и текста вообще, можно сказать, что древние не знали скучной прозы. Что же касается экстатических состояний, то ограничусь напоминанием, что Православие стремится держать человека в духовной трезвости.



Обращаясь к русским православным авторам XIX - начала XX вв., убеждаешься, что некоторые из них не избежали уклона в протестантское понимание этого явления. Так сам свящ. М.Фивейский очень расширенно понимал явление глоссолалии - это все, что слышится, но не понимается, и делал вывод, что глоссолалия разлита вокруг нас: слышим хоровое пение, но не можем разобратъ слов, пятилетний ребенок слышит, но не понимает философскую речь, католики не понимают богослужения на латинском языке. Когда предпринимаются попытки ссылкой на I Коринфянам обосновать необходимость перевода славянского богослужения на русский язык, пожалуй- мы сталкиваемся именно с таким пониманием глоссолалии. Но давайте будем логичными до конца - быстро, невнятно произносимый русский текст тоже легко может превратиться в подобную глоссолалию. Продолжателями святоотеческой традиции понимания "дара языков" были свт. Филарет, митрополит Московский, выдающийся ученый, ректор МДА, профессор А. В. Горский, С.Н.Булгаков, уделивший место этой проблеме в своей уже ставшей доступной книге "Философия имени". [8]



В заключение хотелось бы заметить, что, независимо от истолкования слов апостола Павла, проблема непонимания современным верующим человекам церковнославянского языка стоит в наши дни как никогда остро и вопрос о новом славянском переводе некоторых текстов звучит все громче. Но это отдельная, очень серьезная тема, которую, с Божией помощью, надеемся продолжить в будущем.





--------------------------------------------------------------------------------

[1]Священник Михаил Фивейский. Духовные дарования в первоначальной христианской Церкви. Опыт объяснения 12-14 глав первого послания св. ап. Павла к Коринфянам. Москва, 1907г. стр.5.

[2]Ю.М.Эдельштейн. Проблема языка в памятниках патристики: История лингвистических учении. Средневековая Европа. Ленинград, 1985г. стр. 202

[3]Цитируется по М.Фивейскиж, стр 5.

[4]Толковая Библия, или Комментарий на все книги Св. Писания Ветхаго и Новаго Завета. Петербург, 1904-1907 гг.,Т. I, стр.81"

[5]Блаженнаго Феофилакта архиепископа Болгарского, Толкования на Деяния св. апостолов, сокращенно избранные из толкований Иоанна Златоуста и некоторых других отцов. Скит, без года, стр. 27.

[6]Молитвы и песнопения Православного молитвослова (для мирян) с переводом на русский язык, объяснениями и примечания Николая Нахимова. С.-Петербург, 1912, стр. 123.

[7]Блаженнаго Феофилакта, архиепископа Болгарскаго.,Толкования на Послания св. апостола Павла. Скит, без года, стр, 173, 174.

[8]С.Н. Булгаков. Философия имени. Париж 1953, Москва, 1997, стр. 36-37.



Галина Трубицына



http://www.pravoslavie.ru/sretmon/uchil/glossolalii.htm
07.09.2006 в 20:55

И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит? А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина (Деяния 2:12,13)



09.09.2006 в 11:09

john nash



Послушай. Вот пришли на ваше заседание люди, послушали как вы там "молетезь", хоть один из них сказал, что вы "напились сладкого вина", "наклюкались", "нажрались водки"?
09.09.2006 в 21:08

Интересно, а на язычников (заров, вуду, бирмы, шаманов якутов, дервишей, суфистов) когда они "молятся" глоссолалией, на них, интересно, тоже говорят: "что это значит? А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина"
09.09.2006 в 21:09

john nash



жжош?
10.09.2006 в 21:34

vishnevyj elfio otvechu v konce nedeli, kogda vernus' iz Turcii.
11.09.2006 в 23:43

john nash



Можешь не отвечать. Это тебе была просто пища для ума. Не забудь там в Константинополе (Стамбуле) пройтись по христианским святыням за нас!
14.09.2006 в 07:45

vishnevyj Послушай. Вот пришли на ваше заседание люди, послушали как вы там "молетезь", хоть один из них сказал, что вы "напились сладкого вина", "наклюкались", "нажрались водки"?



Нет, к счастью, к нам на "засендания" не приходят люди, которые выражаются "нажрались водки".



Деяния 2:12,13 говорит о том, что дар этот был не понятен окружающим: "И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит?"

непонятен он и вам



То же самое происходит и у нас на Сообществе. Вы с elfio какой раз уже доказываете, что дар иных языков не от Бога, хотя сами раньше на них говорили.

А теперь вот приводите чужие статьи чтобы убедить самих себя...



У нас в Церкви почти что не молятся на иных языках, в частности, я тоже не молюсь в Церкви: я говорю себе и Богу (1 Коринфянам 14:28)



В Церкви же у нас всё происходит благопристойно и чинно: "Итак, братия, ревнуйте о том, чтобы пророчествовать, но не запрещайте говорить и языками;

только все должно быть благопристойно и чинно"




Я не бывал на "засенданиях" в Пятнидесятнических церквах Новосибирска. Но представляю себе как там все происходило, общаясь с нашим другом elfio он мне как-то тут доказывал, что Пятидесятническая церковь не верит в ангелов, а я говорил о том, что в Пятидесятнической церкви нет символа веры и её последователи часто сами не знают во что они верят, а во что нет. После пробуждения России в 90-х годах появилось множество новых церквей. Часто пастора приходили не наученные и несмиренные, поэтому в церквах наступал бардак.

Всё это однакоже не повод для меня отрекаться от того во что я верю и что даровано мне Богом.

Опять повторюсь, я не хочу вас убедить молиться иными языками. Это вы стараетесь убедить всех ими не молиться, поскольку у вас есть психологическая проблема вашего неудачного опыта Пятидесятнической церкви.



Главное, за что я уважаю Православие - это за смирение. Я уже как-то рассказывал, что однажды общался с Православным американцем, пришедшим к нам в протестанский магазин за книгами. Он был из русских эмигрантов. Он сказал, что в книге Откровения старцы падают ниц и полагают свои венцы перед Богом, такого смирения нет нигде, как только в Православии.

Мне представляется, что настоящее Православие сейчас в монастырях. Где живут братья, никому ничего не доказывают, работают, молятся, получают духовный опыт.

А максимализм прихожан Православной церкви "наша Православная вера самая лучшая" к сожалению будет всегда...



elfio что-то ты не ответил на мои аргументы о языках в статье, где вы над служением Церкви наркоманам глумились, а теперь тоже под чужими статьями подписываешься
14.09.2006 в 09:51

john nash



Так я, сказать честно, не читаю что ты пишешь. Мне полемика не нужна по этому поводу. Просто дал пищу для ума. Тут дело такое. Над Библией глумиться можно сколько угодно: и 1000 сект создать и растолковать ее как заблагорассудится. Хоть про языки, хоть про субботу, хоть про то, что "сыны Божии" из "Иова" - это инопланетяне, которых не смыло потопом. Потому Библейские изыскания мне мало интересны. Истина в Церкви - Библия же только часть истины. И коль ты сердцем ищешь, то сам придешь к пониманию ошибочности учения о глоссолалии. Спорить же тут я считаю нет смысла. Сам когда-то это защащал.

Про то, что я тебе доказывал, что ангелов не существует - категорически не помню. И не под какими чужими статьями я не подписываюсь. Просто скинул текст статьи. ты хулить Бога можешь глоссолалией. И ты это поймешь.