
Автор: Дмитрий БЫКОВ
Мы попробуем сегодня разобраться с двумя взаимоисключающими мнениями о России — с мифом о ее тотальной, подспудной, неизменной, органичной, кроткой религиозности и о столь же бессмертном и циничном атеизме. Как вы понимаете, и то, и другое — ложное обобщение, но само по себе отношение России к религии в самом деле интересно и заслуживает анализа. Миф о народе-богоносце особенно активно пиарился славянофилами — поскольку он для них исключительно удобен: ведь славянофил видит в народе никак не мыслящую силу (тем более не набор индивидуумов, способных самостоятельно решать свою судьбу), а своего рода спелую ниву, готовую в любой момент без рассуждений лечь под государственный серп. У народа нет права на собственную волю — он кроток, незлобив, боголюбив; религиозность в представлении славянофилов — лишь покорность и слепота, тогда как сами себя они ощущают мозгом этой массы, элитой, поставленной ее наставлять. Наиболее адекватным мне кажется даже не сельскохозяйственное (пастыри при стаде), а кулинарное сравнение: повара при мясе. Таким видят свой долг патриотические, консервативные, почвенные мыслители — и, само собой, религиозность в их представлении как раз и есть прежде всего тупость, пассивное приятие своей участи, готовность бесконечно прозябать в ничтожестве и нищете. У западников представление ровно противоположное — они и сами в большинстве своем атеисты, и народ свой хотят видеть таким же.
читать дальше«Русский мужик произносит имя Божие, почесывая себе кое-где», «русский мужик про образ говорит: годится — молиться, а не годится — горшки покрывать» — все это цитаты из письма Белинского Гоголю, и они более чем характерны для русского либерала. Либерал сам обходится без Бога — а потому и мужика желал бы видеть атеистом, способным вдобавок отвечать за себя, избирать и быть избранным, а о Господе вспоминать лишь в связи с аккуратным исполнением закона, который и есть истинная религия свободного человека. Это довольно скучный, сугубо западный (да и там давно устаревший) взгляд, имеющий с действительностью не больше общего, чем тотальная уверенность патриотов в кротости мужичка-богоносца.
Мужичок успел удивить и либерала, и патриота: в семнадцатом от души разрушал церкви, в девяносто первом от души восстанавливал, в двадцатом расстреливал попов, в девяносто третьем освящал колбасные конвейеры, и делали все это не жиды и не латышские стрелки, а тот самый богоносец-рогоносец, о котором было столько полемики. Впрочем, он и диспутантов мочил без разбору — что либералов, что патриотов.
Русская церковь — тема более простая, с ней все ясно: она традиционно (по крайней мере с петровских времен, с раскола, который нанес сильный и, возможно, решающий удар народной вере) поддерживает самые архаичные, косные и репрессивные тенденции в обществе. Можете быть уверены, что если держава закабаляет народ — церковь на ее стороне, а если вдруг что-нибудь разрешает — реагирует ворчливо и неодобрительно. Недавное послание чукотского епископа Диомида — почему это Патриархия так либеральна, да почему нет решительного осуждения содомитов и экуменистов (словно от содомитов и экуменистов только и бедствует сегодняшняя Россия) — стало характернейшим выражением не маргинальных, а самых что ни на есть корневых и типичных тенденций в православии: запрещать, порабощать, порицать — его привычное занятие. Говорю, разумеется, не о мыслящих священниках, не о пастырском подвиге о. Георгия Чистякова, о.Сергия Желудкова или о.Александра Меня (к ним можно относиться по-разному, но масштаб личностей обсуждению не подлежит). Говорю лишь о массе — которая, к сожалению, почти не занимается катехизацией населения, а на все вопросы отвечает «Молись». Огромный процент священников охотно берут деньги у блатных, считающих Бога верховным паханом и пытающихся задобрить его пожертвованиями и дареными колоколами; впрочем, это явление интернациональное. Но в представлении многих батюшек Бог и есть верховный пахан — грозный, совершенно аморальный и глухой к мольбам, зато уважающий силу и с равным одобрением благословляющий ратников и гопников.
Все это, однако, почти не имеет отношения к подлинной русской религиозности, которая в народе есть — и которая бессмертна, как «скрытая теплота патриотизма», о которой так точно говорил Толстой. Это не язычество, хотя многие обвиняют русских именно в верности его неизжитым пережиткам; думаю, что русские точно так же относились к Перуну, как сегодня относятся к Богу-отцу, — то есть верили, когда прижмет, и забывали о нем, когда все нормально. Это отношение к вере точнее других описал В.Розанов. Не сказать, чтобы русские были «христианами до христианства», как полагают иные апологеты русскости, — то есть что главные христианские черты (милосердие, стойкость, сострадательность, умиление, жертвенность) были присущи русским изначально, и потому христианство попало на благодатнейшую почву; но другие черты, которых требует христианство, — доверие к судьбе, недоверие к официозу, ироническое пренебрежение к комфорту, умение пошутить в экстремальных обстоятельствах, безразличие к регалиям и финансам, — у русских были всегда, и потому оно действительно здесь очень уместно. Русский Бог — не совсем христианский, но уж вовсе не языческий; он не требует от русских ни обрядов, ни твердого следования заповедям (и редкий россиянин перечислит их вам, если вы его остановите на улице), вообще не хочет от них никаких особенных жертв — но находится с ними в заговоре. Он любит их просто за то, что они русские. Он им подмигивает. Он сам такой же, как они, — иронический, хитроватый, выносливый, двужильный, вечный. Он знает, что они могут существовать вечно — но лишь при том условии, что не будут меняться. Русский Бог похож на мужика. Он циничен, не обещает (и не обеспечивает) легкой жизни, но обещает (и обеспечивает) легкое отношение к ней. Русскому Богу молятся матом, к этой молитве он чуток. Русский мат облегчает любую безвыходную ситуацию и делает ее переносимой, служа универсальным паролем. Русский Бог — Бог стыдливого, скрытого милосердия, демонстративного безразличия к собственной судьбе и упорного, стойкого выживания; он не слюнтяй, но и не садист. Помогает он только тогда, когда уж действительно край, — но в этих ситуациях не бросает никогда. Заслужить его любовь нельзя — она либо дается сразу и навеки, либо не дается никогда, хоть ты лоб разбей в молитве. Русский Бог может полюбить и немца, и еврея — лишь бы этот немец и этот еврей соблюдали его заповеди: не верь, не бойся, не проси, не ной, не свирепствуй. Красть он разрешает. К пьяным он благосклонен. Возможно, потому, что пьянство позволяет быстрей всего ввести себя в то состояние, которое русский Бог так любит: безразличие к себе и невыразимую любовь к тоскливому, дождливому простору вокруг.
www.zn.ua/3000/3760/59865/
Ой, ну простите, простите, что статью назвал этим словом
Статья может в чем то и спорная, но она интересна тем, что во первых, человек думает а не просто следует "моя религия лучше всего", во вторых все же там многое правда и это очевидно.
Спасибо.
ПС. ИНтересно такие вот люди могут защитить Россию?)) такие ее и продают...
Просьба к модераторам удалить оскорбительные комментарии, тем более, никакого отношения к статье Быкова не имеющие.
Ну, что ж, удалили мой пост, где я сравнил автора (поста) с... Напишу то же самое, только без сравнений. Слово Истины - должно быть и необходимо периодически поднимать на этом сообществе тему о личности некоторых его членов и организациях, в которых они состоят.
Ну так вот, суть того поста заключалась вот в чем. Я сказал, что не собираюсь даже читать статью, которую выложил тут мудрый. В статье "стопудовое" "быкование" против Церкви, отечества и нашего народа. Тем более, что статью рекомендует одиозный кайласа, который, судя по его высказываниям не переносит Христианства, а выложил ее некто "М,У,Д,Р,Ы,Й", который является членом, судя по исследованиям - опасной тоталитарной сектой. Секта называется "Богородичный центр", которая верит, что Бог - это Дева Мария, что началась третья эра Христианства и что Библия утратила свой смысл и значение. Эта секта не только тоталитарна, но и гипереретична. Настолько еретична, что даже протестанты взялись ее критиковать и исследовать. (Эти исследования можно прочесть здесь: www.apolresearch.org/win/index.php3?razd=1&id1=...). Вот тут исследования их уже не столько с точки зрения веры, сколько с точки зрения тоталитарности: nevskiy.orthodoxy.ru/center/spravochnik/new_rev... (тут приведены ужасающие факты о них!)
Кроме того, и это самое примечательное, - даже "любвиобильные" католики осудили эту секту на своем сайте: www.katolik.ru/modules.php?name=Encyclopedia&op...
А в Новосибирске вообще разорвали с ними связи. Дело в том, что представители этой секты представились католикам "катакомбной православной церковью" и приняли участие в богослужении. Когда католики разобразись в этом - послали куда подальше.
Так вот, у меня и возник вопрос - если "М,У,Д,Р,Ы,Й" состоит в такой орагиназции и постоянно гонит на Церковь, стоит ли читать христианину, то, что он тут выкладывает? Для себя я решил - нет! Буду рад, если так думаю не только я.
К тому же организация в которой состоит "М,У,Д,Р,Ы,Й" сотрудничает с опасной сатанистской сектой сайентологов (о которой всем Вам известно). И они даже это не скрывают, ссылаясь со своего сайта на работы сайентологов.
мне вообще кажется, что тему об этой ужасной секте стоит вынести в отдельный пост на сообществе, а не прятать ее тут в оффтопик. тем более, что по твоим ссылкам - эту секту критикуют не только православные, но и католики с протестантами. и тем более, что представители этой секты есть на сообществе.
Выносили уже. Это так просто, для справки. Очень мне "за державу обидно", и за людей, которых могут охмурить эти люди.
А я тут стих про эту секту нашла. Вернее, про ее главного "пророка" блаженного Иоанна, который является лидером этой секты. Вот с этого сайта: pravda-o-proroke.narod.ru/
--
Послание тому, кто называет себя блаженным Иоанном
Иоанн, прости, Блаженный
Ты ли! ты ль благословенный?
И тебе ли грешным нам
Дать еще один капкан?
Богородицу не любишь
Сироту не приголубишь,
Только деньги собираешь
Да и души в ад пускаешь.
Про Марию и про Бога
Умиленно распеваешь.
Сам же ты не раз лечился
В психбольнице не томился?
Откровения твои --
Измышленья сатаны.
В час вечерний мне явился
Ангел дивный, в нем светился
Образ чистой Девы нам
И сказал мне ангел там:
Береславский-Янкельман
Лжет, меня порочит смело!
И доколе это дело
Будет в рУси процветать?
Ложью ум ваш обольщать?
Вы возьмите истин веник
Да метлой сей по ушам
Лжепророку и умам
Всех поверивших ему
Кривдолюбцу этому!
Пусть заплачет в раскаЯньи
И увидит ложь свою
Всем расскажет, и в признаньи
Обличит себя в бою
С Богом, с Девою Святой
И невзгодой роковой
Перестанет быть для Бога
Для людей и для чертога...
Я не читала это. Достаточно первых предложений и инфы эльфика, и пару строк из твоего даери :Р