ХВ
Приобрел недавно в баптистском магазине 4 тома истории Церкви одного известного протестантского богослова 19-го века Фредерика Вильяма Фаррара. И вот что меня удивило. Фаррар пишет, что Православная Церковь в России, в отличие от католицизма, никогда не запрещала народу (в том числе и простому народу) иметь у себя Библию. И, далее пишет, что в России Православная Церковь даже поощряла распространение Библии в народе.
Такое заявление интересно тем, что это взгляд со стороны. Тем более со стороны протестантского богослова, довольно известного в Англии в свое время. Это, в частности, во многом дает ответ на вопрос, почему в дореволюционной России (я имею в виду, время, о котором говорил Фаррар - 19 век, начало 20-го) протестантизм (в том числе и поспротестантизм: баптизм, квакерство, методизм, пятидесятничество) не имел большого успеха.
Население страны было религиозно грамотным, духовно насыщенным. Закон Божий преподавался с самой школьной скамьи. Не знать содержания Библии в светском обществе было просто не прилично. И в простом народе очень хорошо знали основные библейские сюжеты. А когда народ духовно образован - никакими альтернативными христианскими проповедями его не удивишь (даже наоборот разочаруешь).
Но... Советский дракон сделал свое дело. За 70 лет основная часть общества духовно обнищала, церковные знания из умов вытравлены. В советское время было неприличным Библию цитировать. И, вот... свобода! В Россию массово ринулись проповедники - от того и имели успех уже в новом времени (хотя, успех не так уж и велик

Такое заявление интересно тем, что это взгляд со стороны. Тем более со стороны протестантского богослова, довольно известного в Англии в свое время. Это, в частности, во многом дает ответ на вопрос, почему в дореволюционной России (я имею в виду, время, о котором говорил Фаррар - 19 век, начало 20-го) протестантизм (в том числе и поспротестантизм: баптизм, квакерство, методизм, пятидесятничество) не имел большого успеха.
Население страны было религиозно грамотным, духовно насыщенным. Закон Божий преподавался с самой школьной скамьи. Не знать содержания Библии в светском обществе было просто не прилично. И в простом народе очень хорошо знали основные библейские сюжеты. А когда народ духовно образован - никакими альтернативными христианскими проповедями его не удивишь (даже наоборот разочаруешь).
Но... Советский дракон сделал свое дело. За 70 лет основная часть общества духовно обнищала, церковные знания из умов вытравлены. В советское время было неприличным Библию цитировать. И, вот... свобода! В Россию массово ринулись проповедники - от того и имели успех уже в новом времени (хотя, успех не так уж и велик

Кроме того, не надо забывать, что большинство населения в то время было безграмотно.
Библия в Синодальном переводе активно читалась просвещенным населением 19 века.
Фаррар как раз и писал о ситуации 19 века.
Стоит сказать, что хоть население и было безграмотным, но церковно-славянский язык понятен был сто лет назад гораздо более, чем понятен сегодня. Не такой уж он и сложный. Плюс надо учитывать, что в храме на Богослужении всегда читается Евангелие и Ветхий Завет, затем в проповеди это поясняется. А проповеди всегда велись и ведутся на языке, актуальном для определенного периода времени.
А церковно-славянский язык, хоть и был в 19 веке более понятен, чем сейчас, но, как известно, еще в 1708 году было разделение гражданского и церковно-славянского алфавита.
Здесь же следует отметить, что большинство населения России было не только неграмотным, но его составляли крепостные крестьяне, большинство из которых не в состоянии было приобрести Библию.
"Общедоступной не была ни первая напечатанная Острожская Библия 1581 г., ни Первопечатная Московская 1663 г. Даже долгожданное издание 1751 г. не смогло решить проблему очевидной нехватки экземпляров Свящ. Писания. Их дефицит ощущался даже в системе духовного образования. Так, церковный историк XIX в. П. В. Знаменский отмечал: «Вместо славянской Библии в семинариях употреблялась более доступная, хотя тоже довольно редкая, латинская Вульгата; пользование ею было тем удобнее, что и лекции и оккупации [учебные занятия] по богословию были на латинском же языке. Славянская Библия была большой редкостью, почти недоступной для частных лиц и духовенства , слишком дорогой и для семинарской библиотеки даже после издания ее в 1751 г. Неудивительно, что изучения Свящ. Писания вовсе не было не только в семинариях, но даже и в академиях. Между духовенством о чтении Свящ. Писания и речи не было. Издание 1751 г., как известно, в первый раз только познакомило с Библией русскую публику, но число экземпляров, выпущенных в свет, было слишком не достаточно для удовлетворения потребностям не только народа, но и служителей Церкви, кроме того, каждый экземпляр стоил 5 р., большой тогда суммы денег». Ненормальность подобного положения устранялась крайне медленно, в чем удостоверяет сообщение Знаменского о ситуации с экземплярами Свящ. Писания в духовных учебных заведениях в 1818 г.: «...в богословском классе [высший класс] Казанской Академии ни у одного студента не было Библии, да и казенная имелась только одна». Это свидетельствует о том,что «техническую» проблему доступности славянской Библии тиражи второй половины XVIII — начала XIX вв. решить не смогли. Библия оставалась на периферии религиозной жизни вплоть до XIX столетия. От нее оказались дистанцированными и клир, и общество"
(отсюда)
Первая славянская печатная Библия (Острожская) появилась только в конце 16 века.
Ну, книгопечатание как раз в этот век и начало развиваться. Я, кстати, видел тот самый экземпляр Острожской Библии в музее университета. Впечатляет.
А церковно-славянский язык, хоть и был в 19 веке более понятен, чем сейчас, но, как известно, еще в 1708 году было разделение гражданского и церковно-славянского алфавита.
Я говорил о слушании Божественной Литургии (Богослужения), которая проходила и проходит на церковно-славянском языке.
Здесь же следует отметить, что большинство населения России было не только неграмотным, но его составляли крепостные крестьяне, большинство из которых не в состоянии было приобрести Библию.
В то время книги вообще были дорогим удовольсвием. Потому народ наставлялся в храмах, чтением на Литургии Священного Писания.
P.S. Еще раз напомню, что речь в посте шла о 19-м веке.
То есть то, о чем ты говоришь, можно справедливо отнести только к периоду 1876 - 1917 = 46 лет.
"Население страны было религиозно грамотным, духовно насыщенным" - в это время произошло 3 революции, и очень многие разочаровались в своей вере. Это в то время проповедовал поп Гапон, в то время жил Григорий Распутин.
Начало 20 века - расцвет Баптистского и Евангельского движения в России.
Численность Евангельских христиан в России возросла с 20,8 тыс. в 1905 г. до 30,2 тыс. в 1912 г.
То есть то, о чем ты говоришь, можно справедливо отнести только к периоду 1876 - 1917 = 46 лет.
И без Библии в доме были религиозно не глупыми. Проповеди читались в каждом храме на протяжении истории Православия на Руси и в России. Не стоит делать из нащих предков глупцов. "Русь святая". Так не сами русичи себя назвали, такой титул дали византийцы Руси, видя в ней огромное почитание Бога и расцвет Церкви Христовой.
"Население страны было религиозно грамотным, духовно насыщенным" - в это время произошло 3 революции, и очень многие разочаровались в своей вере. Это в то время проповедовал поп Гапон, в то время жил Григорий Распутин.
Вспомни, что во времена апостолов - маги ходили и именем Христа и Павла бесов изгоняли. Чем выше святость, тем больше и мракобесие. Дьявол душит Церковь атеизмом, лжепророками (приближенными к власти), магами и альтернативным новым христианством. Дабы люди "заменили истину Божью ложью и поклонялись и служили твари вместо творца".
Численность Евангельских христиан в России возросла с 20,8 тыс. в 1905 г. до 30,2 тыс. в 1912 г.
Численность эзотериков и экстрасенсов росла больше и интенсивнее. Да и потом, что за определение "евангельские христиане"? так и говори - баптисты и неопятидесятники. У "евангельских" христиан - Евангелие в домах молитвы читается (и слушается) в десятки раз реже, чем в тех же православных и католических храмах.
Когда "евангельским христианам" был например передан православный храм в Петербурге, Православная церковь в документах их так и называла "евангельские христиане".
Не могла бы ты объяснить разницу между "пятидесятниками" и "неопятидесятниками", раз ты пользуешься этим термином?