понедельник, 21 ноября 2005
тревога и Евангелие
из жж
La vie est courte, la mer est grande. Faut les subir. Если навскидку: Евангелие о страхе (а если психологически точнее - о тревоге)
читать дальше1. Тогдашний мир кишел насилием, думаю, в 10 раз больше, чем нынешняя Россия, скажем.
2. Становясь христианином в первые века, человек на порядок увеличивал риск стать жертвой - насильственной смерти и всяких подобных вполне недуховных неприятностей. Читая Евангелие сегодня, об этом забываешь. Из 12 кто, кроме Иоанна (который как минимум в ссылке побывал), умер своей смертью? (Как затем и 3 столетия жизни первых христиан.) Думаю, это порождало какую-то иную психологию. И многие тексты звучали поконкретнее: кто отдаст свою душу, тот обретет ее и прочие. (Сравни с мелкими страхами брежневского периода: что выгонят из института или пригласят в ГБ побеседовать. Иной порядок.)
В одном - добросовестном, который теоретически мог передавать и подлинные речения, - апокрифе, когда Иисус говорит: посылаю вас как овец посреди волков - Петр спрашивает: "Да, Господи, но что если волки, обратившись, растерзают овец?"
Или список насилия над ап.Павлом - многократная близость к смерти, это совсем не только аллегория:
24 От Иудеев пять раз я получил по сорока ударов без одного, 25 три раза бит был палками, раз побит камнями, трижды терпел кораблекрушение, ночь и день провел в пучине морской; 26 многократно в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от соплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратьями…
3. Сквозная тема богатства = тема тревоги. Отдай все и следуй за Мной? - А что если проект не удастся: мне потом просить милостыню, стать наемным работником, бомжом? (Вот мы оставили все, а что нам за это будет?)
4. Подчеркнута трусость апостолов (до Пятидесятницы) и - крупным планом - Петра. (На этом фоне меня удивляет несколько жесткость ранней Церкви, где многие думали: однажды отрекшегося, хотя бы и перед угрозой смерти, принимать назад уже невозможно.)
5. Наконец, самое главное - Гефсимания. Страх как крест. Очень дурной тон придумывать психологию Христа - типа что Он думал и чувствовал. Но первоисточник описывает достаточно прямо - психологическую агонию. Значит, освящено, обожено даже и это. И это может стать жертвой, молитвой (только вот попробуй разберись: что надо лечить, а что приносить).
О.Г.Наувен, сам человек дико тревожный, говорил Богу типа: сделай мой страх молитвой за всех, кто боится сейчас. (Этому священнику действительно удалось обратить свой страх и раны во что-то плодотворное для других).
Но! Все ж познается в сравнении, иное время— иные реалии, а потери свои человек оценивает относительно тех реалий, в которых он живет. Банальный пример: Продавщица на лотке. Большинству ничего иного «не светит». Можно много говорить о психологии, лености и т.д. Но в большинстве случаев это так. Для этого ж существуют и причины внутренние, на тонких планах, так сказать. Она говорит: если я не буду обвешивать, я останусь не то что без заработка, но еще и должна, потому что пересортицу не проводят, ущерб от боя, просроченночти и т.д. вешают на меня. За что жить? А у меня двое (да хоть и не одного) детей и мужа нет, или без работы, или алкаш. А я понимаю, что это грех. Т.е. внутренний конфликт.
Я привел самый простой всем известный пример. Разумеется, далеко не каждая продавщица задумывается о нравственном, а о Боге вспоминает, как и большинство, в моменты личной уязвленности. Но таких примеров много.
Моя цивильная профессия почти исключает подобные вещи, но есть иные. Внутри профессии можно делать бесконечное, почти, по духовно-интеллектуальной наполненности количество вариантов. И каждый из них влияет на твое материальное благополучие, востребованность и т.д. Могу сказать, что, чем «глубже входишь», тем менее возможности материального благополучия. Во-первых, за это денег не платят (я не подразумеваю, что должны платить), во-вторых, остается мало времени на их зарабатывание
Поэтому, как ни крути, а момент жертвы присутствует всегда. Слава Богу, что лично передо мной никогда не возникал вопрос целесообразности, для меня это естественный ход вещей и я с радостью делаю то, что могу, и благодарен Господу, что у меня есть эта возможность. Вносить «дискомфорт» может одно— осознание собственного несовершенства. Потому как, находясь на Пути, хочется максимально реализовать то, для чего тебя Господь поставил в этом месте, в это время и в этом качестве. Т.е. быть максимально адекватным инструментом в Его руках.