Не так давно издательством Крутицкого подворья переизданы малоизвестные воспоминания знаменитого историка Русской Церкви академика Евгения Евстигнеевича Голубинского. читать дальшеНаряду с еще менее известным сборником статей ученого "О реформе в быте Русской Церкви" эти воспоминания открывает положение в котором находилась в XIX - начале XX века церковь. Любопытно, что против переиздания книг Голубинского в свое время выступил "Радонеж", и вместе с ним призывал ввести тогда духовную цензуру игумен Тихон (Шевкунов). Нужно напомнить, что Голубинский - не посторонний для Церкви человек, что это самый знаменитый профессор церковной истории Московской духовной академии (преподававший там более 30 лет - с 1861 по 1895 г.). В детских и семинарских воспоминаниях историка, родившегося в 1834 г., предстает ужасающий "пьяный год" духовенства Севера России, сопровождавшего пьянством все церковные и сельскохозяйственные праздники и спивавшегося иногда до белой горячки. Во второй половине века дела были еще хуже, так что от пьянства умерли в молодом возрасте многие из семинарских товарищей Голубинского. Конечно, не обходилось без обычных спутников пьянства - драк и других аморальных явлений. В шести статьях, большая часть которых написана в связи с работой историка в 1905-1907 гг. в Предсоборном присутствии, готовившем Поместный собор: "предстоит двойной труд - сначала нужно сделать трезвыми самих священников и потом уже возложить на них обязанность (миссию) сделать трезвым народ: Пока священники остаются погруженными в свое нынешнее пьянство, нечего, конечно, и думать о том, чтобы они стали сколько-нибудь пастырями для народа:"
Церковные иерархи видели плачевность ситуации. Приведу еще красноречивый указ Синода, изданный в 1825 году. "Апреля 13. Синодский, по высочайшему повелению. О воздержании духовных лиц от нетрезвой жизни": "Святейший правительствующий Синод слушали предложение Синодального члена, преосвященного Серафима, митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского: Его императорское Величество несколько раз лично изволил объяснять преосвященному о желании Его величества, чтобы духовные лица были воздерживаемы от пьянства: [император] повелеть ему преосвященному соизволил: для всеобщего всем о сем предписания от Святейшего Синода епархиальным архиереям, которые сверх тех правил, имеющих быть изданными Святейшим Синодом, обязаны внушать всем подведомственным им духовным лицам, воздерживаться от нетрезвой жизни и примером хорошей нравственности утверждать добрые правила в людях светских, их паству составляющих. Доходило до сведения Государя Императора, что при угощении светскими людьми в домах своих Духовных лиц, несколько раз случалось, что быв оные напоены допьяна, от таковых угощений некоторые из них Духовных скоропостижно умирали. Вследствие сего, Его императорское Величество повелеть соизволил: всем начальникам Губерний к непременному наблюдению. Следующее: при исследовании таковых происшествий, касающихся до Духовных лиц, которые доводятся до высочайшего повеления, принимать во внимание саму причину сего происшествия; и если окажется оное последовавшим от угощения кем-либо до того, что подобный Духовный был приведен в нетрезвое положение, то при производстве о сем деле присовокуплять сведения и об оных хозяевах, и в донесениях о происшествиях означать, в чьем доме и у кого именно такое происшествие случилось. Приказали: о сих именных Его Императорского Величества Высочайших повелениях, для должного исполнения предписать, чтобы до постановления и издания надлежащих правил, о искоренении подобных неприличных священническому сану случаев, епархиальные начальства руководствовались по обязанности своей правилами Соборными и Святых Отец, а также последовавшими от Святейшего Синода 1797 мая 6, 1799 марта 24, 1800 марта 22 и 1820 годов августа 5 числа указами, внушая притом духовенству, чтобы оное всемерно воздерживалось от сей постыдной страсти: с такового указа напечатать по числу консисторий, духовных правлений и благочинных копии, отослать для объявления паки всем священно- и церковнослужителям посредством благочинных с подписками о непременном исполнении как прежних предписаний так и настоящего" (Полное Собрание Законов, Т. 40. - С. 200-201).
Как видим только с 1797 по 1825 год последовали пять указов, предписывающих "воздержание от постыдной страсти". Указы не помогали. По отчетным данным Синода с 1855 по 1859 год в виде наказания в монастырях перебывало 4 480 священнослужителей, из них за пьянство - 3 300 человек. (А. Завьялов. Циркулярные указы святейшего Синода. - СПб., 1900. - С. 50, 54). Архиепископ Макарий (Булгаков) писал, что в монастыри его епархии "поступают люди большей частью не по призванию, а по силе обстоятельств, священнослужители: устраненные от места по разным обстоятельствам, преимущественно за нетрезвость" [19] . Иерархи, пытавшиеся навести в монастырях дисциплину, сталкивались с недовольством и сопротивлением монахов (наместник Леонид (Кавелин) в Троице-Сергиевой Лавре; митрополит Филарет в Николаевском Угрешском монастыре [8] ). Ввиду многочисленных нареканий на монашество, в 1869 году, синодальный обер-прокурор Д. А. Толстой представил в Синод докладную записку о монастырской реформе - введении во всех монастырях "общежительного устава" (более строгого, чем господствующий "необщежительный устав"). Синод разослал записку епархиальным архиреям, но из-за сильного сопротивления настоятелей и архиреев реформа была провалена: к концу века из 503 мужских монастырей "общежительный устав" действовал только в 46. Как пишет известный современный ученый П. Н. Зырянов: "Монахи необщежительных монастырей были теснее связаны с внешним миром, вступали с ним в разные имущественные отношения и, случалось, сильно подрывали сложившиеся представления о своей праведности" [8] . В конце 19 века церковь уже только требует, чтобы "примеры, один другого ярче и прискорбнее, полного нравственного падения монастырской братии" [4] не попадали в печать. Особый указ Синода (6 июня 1823 г.) запрещал изготовление "разных соблазнительных фигур в посмеяние монашества сделанных". Пример такой "соблазнительной" фигурки (продававшейся кустарями в Сергиевом посаде в начале 20 века) - "монах, у которого, если нажать пружинку, распахивалось чрево. В нем было битком набито окороков, колбас, винных бутылок и прочей неиноческой снеди" (Прошин Г. Черное воинство: Русский православный монастырь: Легенда и быль. - М., 1988. - С. 312). Цензура требовала положительного изображения монастырей и в художественной литературе - известны примеры, когда произведения целиком или отдельные места запрещались за "крайне неуместное глумление над: монашеской жизнью" (о пьесе "Пустынники", в которой были выведены монахи - пьяницы и обжоры, поселившиеся в пустынь ради праздной жизни), за описание "нравственной извращенности внутренней монастырской жизни" или за то, что "автор намекает на ненормальность безбрачного состояния монахов" (Дризен Н. В. Драматическая цензура двух эпох, 1825-1881. - Пг., 1917. - С. 223, 225, 239).
К началу двадцатого века все ниже падает авторитет у паствы. Так сход крестьян Ольховской волости Царицынского уезда (по донесению жандармского офицера) выносит решение о закрытии церквей и обращении их на более полезные учреждения: школы и больницы. На совещании Всероссийского крестьянского Союза звучит:
"У нас живется все-таки страшно тяжело. Например, в нашем селе много лет идет тяжба с попами. Сколько ни сыплем денег, куда-то проваливаются. Говорят, священники служат посредником между людьми и богом, а на самом деле они служат посредниками между начальниками, полицией и нами и только спешат содрать побольше с крестьян" [17] .
Или другая крестьянская жалоба:
"Не успеешь ворота запереть как они вот опять давай того-сего: свининки, сметанки, куренка, масла, яичек, ржицы, мучицы, конопли - хоть криком-кричи. Собаки не отбрехали, как опять заливаются: попы идут, встречай их таких-сяких" [22] .
Безжалостен был к священникам и монахам фольклор. Народные пословицы и поговорки по Далю: "Монастырь докуку любит (т. е. просьбы и приношения)", "Ой вы, матери-келейницы, сухопарые сидидомицы! К вам старик на двор, а и где вы? - В часовне часы читаем. - Ой вы, матери-келейницы, сухопарые сидидомицы! К вам молодчик во двор, а и где вы? - По кельям лежим". "Ну, порося, обратись в рыбу карася (сказал монах [во время поста, когда разрешено есть только рыбу] )". "Умен, как поп Семен: книги продал, да карты купил", "У него поповские глаза. На поповские глаза не наямишься добра". "Попу, что сноп, что стог - все одно (все мало)". "Ходи в кабак, вино пей, нищих бей, будешь архиерей!". "Охоча старица до скляницы" (Даль В. Пословицы русского народа. Сборник в трех томах. - М.: Русская книга, 1996. - Т. 1. - С. 66, 81, 83, 495; Т. 3. - С. 52, 55, 311, 317). Народные пословицы по этнографу С. В. Максимову (1831-1901) - окончательная редакция его сборника "Крылатые слова" сделана в 1899 году: "Поповы глаза завидущие, руки загребущие", "Попово-то брюхо из семи овчин шито", "Родись, крести, женись, умирай - за все попу деньги отдавай", "У попа не карманы, а мешки" (Крылатые слова. Не спроста и не спуста слово молвится и до веку не сломится: По толкованию С. Максимова. - М.: Худлит, 1955. - С. 50, 51, 298). В песнях о монахах пели: о монахине Стефаниде, которая "наливает стакан винца-водки добрых и другой медка сладкого" и "танцы водит"; о безымянной монашке, что гуляла по кабакам с богатым купцом, затем "малюточку родила, спородивши малюточку, ручки ножки связала, повязавши ручки с ножками, в Шексну-реку бросила"; о том, как монах с красноречивым именем Игренище "просил честной милостыни, а чем бы старцу душу спасти, душу спасти, ее в рай спусти" и, в итоге, утащил в своей "нищенской" суме девушку, вынесшую ему подаяние.
Устное народное творчество - высокодостоверный источник. Бумага (на которой писались жития христианских святых и монастырские уставы) терпела всё, но в устной литературной традиции - от поколения к поколению - сохранялось только то, что народ видел своими глазами. На протяжении веков крестьяне наблюдали у монахов два основных занятия в земной жизни: "Зеленого вина пить, Красных девушек любить". В разных деревнях, разные фольклористы записывали: "Как во келье монах спасается - по три раза в день напивается"; "На горе-то монастырь стоял, Тамо множество монахов. Они горьки были пьяницы, Пили водочку из скляницы"; "Шел чернец по проулку, Как навстречу чернецу стары бабы, Чернечина колпачину понадвинул: Как навстречу чернецу молодицы, Чернечина колпачину посодвинул: Как навстречу чернецу красны девки, Чернечина колпачину долой сбросил" (Русские народные песни. - Л., 1988. - С. 385-393). Наиболее полный современный обзор монастырских сюжетов в русском устном народном творчестве приведен в монографии З. И. Власовой "Скоморохи и фольклор" (М.: Алетейя, 2001. - С. 341-352). Любопытна песня, записанная фольклористом от самих монахов: "Не пойдем ни к вечерне, ни к утрене, // Ни к великому повечерию, // А скажем, чтоб открыл он [игумен] нам погреба, // И вынесем бочки толстобокие: Возьмем черпала медные, глубокие // Выпьем по одной да помолимся". Все сюжеты объединяют темы "монастырского разгула, разврата, лени, алчности, скупости, взяточничества" (Указ. ист. - С. 341).
Фанатично верующая женщина вспоминает о дореволюционных годах:
"Около 5 лет я не причащалась святых тайн, соблазняясь несовершенством и недостатками духовенства. Я не могла тогда понять, что недостойный священник вредит лишь самому себе, что люди в простоте сердца ищущие его благословения, идущие к нему на исповедь, получают по вере своей непосредственно все от самого Бога через таинство священства, врученное пастырям" (Верховцева В. Т. Воспоминания об отце Иоанне Кронштадтском // Возблагодарю Бога моего: Воспоминания Веры Тимофеевны и Натальи Александровны Верховцевых. - М.: Правило веры, 2001. - С. 204).
До подобного "понимания" доходили, конечно, не все. В 1905 году, священник о Михаил (Левитов) писал в "Церковном вестнике":
"Духовенство не пользуется никаким влиянием, ненавидимо и презираемо народом, служит в глазах его олицетворением жадности, корыстолюбия. Духовенство деморализовалось до потери значительной части не пастырского только, но и человеческого достоинства" [23] .
Данные бесстрастной статистики. По "Сводам статистических сведений по делам уголовным", ежегодно составляемым и издаваемым министерством юстиции в 19 в.: "Самые грязные преступления - растление малолетних, кровосмешение, скотоложество и пр. - были преимущественно распространены среди: особенно духовенства" (С. Остроумов. Преступность и ее причины в дореволюционной России. - М.: МГУ, 1960. - С. 104). А. Тарновский, заведовавший статистическим отделом дореволюционного Министерства Юстиции, подтверждает, что среди священнослужителей преступления против нравственности (педерастия, скотоложество и т. п.) встречались в 2.5 раза чаще, чем среди других осужденных (Е. Тарновский. Распределение преступности по профессиям // Журнал министерства юстиции. - 1907. - № 8. - С. 96)*
В XX веке совершенно секретная "Информация председателя Совета по делам Русской православной церкви при СМ СССР Г.Г. Карпова председателю СМ СССР И. В. Сталину о состоянии Русской православной церкви" (составленная, естественно, не для атеистической пропаганды) фиксирует.
"Настоящим бичом в жизни церковных общин является массовое распространение хищений и растрат церковных средств, как со стороны духовенства, так и церковных советов. Церковные советы и духовенство бесконтрольно расходуют церковные средства, употребляют их на свои личные надобности. Нередко эти суммы выражаются в десятках и даже сотнях тысяч рублей. ... недобросовестные лица наживают состояния, используя религиозные верования населения... Патриархией не найдено средств для борьбы с этим злом, а органы суда и прокуратуры затрудняются в решении этих новых для них вопросов, не имея ясных указаний: Отдельные епископы ведут широкий образ жизни, создают пышную обстановку на службе и в быту. Так епископ Сергий (Одесская обл.) имеет прекрасный особняк, обслуживаемый монахинями: Известная часть духовенства ведет себя непристойно. Основные пороки этого духовенства - пьянство, многоженство, растраты церковных денег и т.д."
Любопытный разговор произошел в это же время у академика Курчатова с пожилым верующим. 1952 г., секретарь И. В. Курчатова Д. С. Переверзев:
"Однажды мы с Игорем Васильевичем шли по берегу реки. Навстречу нам попался старичок, который принял Игоря Васильевича за священника и обратился к нему с вопросом:
Батюшка, вы где служите?
В каком смысле? - ответил Игорь Васильевич.
Из Загорска или в Елоховской?
Игорь Васильевич поняв, что его приняли за попа, решил пошутить и ответил, что служит в Елоховской.
Хорошая церковь, - оценил старик.
Ничего, - поддержал его Игорь Васильевич.
Там вид нужен, - продолжал старик. - Вид у вас замечательный, внушительный такой. А без виду в церкви трудно.
Да, вид - он всем нужен. Меня за вид и назначили, - улыбнулся Курчатов.
Нет, - ехидно посмотрел на Курчатова старик, - по виду не назначают. Вы, видать, умный. Вот и голос у вас громкий. Это хорошо. У нас в деревне поп Василий был. Так вот он тоже так служил, что на улице было слышно. Плохо только, несдержанный был, запойный. А как у вас с этим вопросом?
Я сдержанный, - ответил Игорь Васильевич.
Это хорошо, а то все попы пьют.
А отчего же они пьют? - спросил Игорь Васильевич.
Как отчего? От переживаний. Попробуй каждый день за людей переживать - запьешь".
Объяснение, во всяком случае, любопытное.
Современное состояние.
С такой историей болезни становится понятен и современный "статус" православной церкви. Старые симптомы обостряются.
Агенство АПН (статья Голубое лобби в РПЦ) сообщает:
Среди церковнослужителей и православных верующих Свердловской области бушует страшный скандал: глава епархии Владыка Никон уличен в мужеложестве, а также рукоприкладстве, пьянстве и богохульстве. 52 местных батюшки подали 88 рапортов Патриарху Алексию II с жалобами на своего епископа.
Мария Богомолова. Содом и Гоморра в екатеринбургской епархии "Консилиум", приводит выдержки из тем самых рапортов:
"...Я часто бывал свидетелем, как Владыка сквернословил по телефону и в
личных беседах, особенно в пьяном виде. И трезвый и пьяный владыка Hикон мог оскорбить любого священника матом и даже ударить. Однажды пьяный он в присутствии нескольких высших военных чинов неожиданно изо всей силы ударил меня под дых, а мне уже за 50 лет, так что я едва устоял на ногах. (Раздел XIV, рапорт _3)
"Довожу до сведения, что в первых числах октября 1996 г. в Казанском храме г. H. Тагила иеромонахом П. мне было предложено "ублажить" епископа Екатеринбургского и Верхотурского Hикона. Hа мой вопрос как это сделать, иеромонах П. ответил, что я должен исполнить в постели с епископом Hиконом роль мужчины.Я дал свое согласие. Мне было обещано заочно его покровительство... ...За то, что я "ублажал" епископа, мне иеромонахом П. было дано 5 млн.руб. и около 1 млн. - епископом Hиконом".(Раздел XV, рапорт _6).
Всё то же историческое пьянство, рукоприкладство и разврат:
Документальные свидетельства нетрадиционной сексуальной ориентации и аморального поведения иерархов Русской православной церкви приводятся и другими информационными агентствами. Не все они имеют вид официально документированных заявлений (раппортов), часто в них приводятся показания свидетелей пострадавших, из которых можно заключить, что факты, ставшие достоянием гласности являются лишь "вершиной айсберга":
"Спустя время Владыка Никон когда приезжал в монастырь постоянно имел со мной беседы на "скабрёзные" темы, в частности он постоянно просил найти ему келейника или мальчика при монастыре. Один раз он даже потребовал (будучи изрядно пьяным), что-бы я поставлял ему мальчиков ссылаясь на то что в других Епархиях настоятели монастырей занимаются поставкой мальчиков Правящим Архиереям"
Так следует ли удивляться тому, что в наше время дети возвращаются из православного монастыря не с высокими нравственными устоями, а со СПИДом? (Гомосексуализм в православном монастыре?)
Тому, что в отношении архиепископа-распутника Синод пытался ограничиться объявлением выговора? (Епископ Никон ) Или хулиганству настоятеля православной церкви и его воспитанного по всем религиозным правилам отпрыска? (Киевские ведомости)
Конечно, одним "владыкой Никоном" болезнь не ограничивается.
Митрополита Суздальского и Владимирского обвинили в растлении малолетних :
На днях во Владимирской городской прокуратуре было предъявлено обвинение в растлении малолетних, митрополиту Суздальскому и Владимирскому Валентину (Русанцову), главе Российской Православной Автономной Церкви (РПАЦ). После предъявления обвинения у него взяли подписку о невыезде. Это первый в новейшей истории России случай применения таких мер по отношению к религиозному деятелю подобного уровня. Среди обвинений, которые инкриминируются Митрополиту Валентину, - растление несовершеннолетних и вовлечение их в распитие спиртных напитков.
Новости НТВ сообщают что митрополит Валентин обвиняется сразу по трем статьям Уголовного кодекса за "насильственные действия сексуального характера", "понуждение к действиям сексуального характера" и "вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления".
Д. Зобкова и Г. Галкина, Коммерсантъ (Москва), 28.10.1999 г., с. 9. , в заметке "Нечаянные радости отца Севастьяна" приводят следующие факты:
"50-летний настоятель челябинского храма Нечаянной Радости отец Севастьян (в миру Юрий Жатков) регулярно совершал в отношении несовершеннолетних послушников развратные действия и склонял их к сожительству. Об этом свидетельствуют матери потерпевших. Как сообщил заместитель прокурора Челябинска Сергей Мозжерин, отец Севастьян взят под стражу, поскольку представляет реальную опасность для потерпевших и может влиять на ход следствия".
Еще один весьма характерный случай произошел (источник - АПН) в городке Каменск-Шахтинский Ростовской области. Там за соучастие в изнасиловании арестовали иеромонаха Владимира, настоятеля единственного в городе православного молитвенного дома. При обыске у святого отца обнаружили целый секс-шоп: видеокассеты с крутой порнухой, несколько искусственных половых членов и прочую отнюдь не церковную утварь. А, кроме того, отыскали наркотики - марихуану. Позже выяснилось, что за спиной у 32-летнего батюшки - 8 лет лагерей.
Мы не ставим своей целью доказать, что все духовенство подобно героям этой статьи. Важно другое - в современное общество активно внедряются представления о православном духовенстве, как об извечной нравственной элите России, о церкви, как об учителе морали. В действительности, аморальность собственных священнослужителей для РПЦ вечный вопрос, который, как показывает ее история, она решить не способна. Ее претензии обеспечить нравственность всей России - ничем не обоснованы. Мы полагаем, что общество имеет право знать, чего оно может ждать от служителей церкви не на красивых словах, а на деле.
Литература:
"А се грехи злые, смертные..." Любовь, эротика и сексуальная этика в доиндустриальной России. Тексты, исследования. - М.: "ЛАДОМИР", 1999
Богданов А. Перо и крест: Русские писатели под церковным судом. - М.: Политиздат, 1990
Былое и думы // Герцен А. И. Сочинения в четырех томах. - М.: Правда, 1988-1989
Добровольский Л. М. Запрещенная книга в России: 1825 - 1904: Архивно-библиографические изыскания. - М., 1962
Евлогий, митрополит. Путь моей жизни. - Париж, 1947
Завьялов А. Циркулярные указы святейшего Синода. - СПб., 1900
Записки княгини Дашковой. Письма сестер Вильмот из России. - М.: Советская Россия, 1991
Зырянов П. Н. Русские монастыри и монашество в XIX и в начале XX века. - М.: Русское слово, 1999
История русской литературы. Т. 1 / Институт литературы АН СССР. - М.: Учпедгиз, 1941
Карташев А. В. Очерки по истории русской церкви. Т. 1-2. - М.: Терра - Terra, 1997
Конец крепостничества в России: Документы, письма, мемуары, статьи. - М.: МГУ, 1994
Костомаров Н. И. Русская история: В жизнеописаниях ее главнейших деятелей. - М.: Мысль, 1991
Олеарий Адам. Описание путешествия в Московию. - М.: Российские семена, 1996
Памятники литературы древней Руси: Кон. 15-первая половина XVI века. - М.: Художественная литература, 1984
Печерин В. С. Замогильные записки // Русское общество 30-х годов XIX в.: Люди и идеи: Мемуары современников. - М.: МГУ, 1989
Православный Благовестник. - 1916. - № 2-3
Протокол делегатского совещания Всероссийского крестьянского союза 6-10 ноября 1905 г. - М., 1906. - С. 30-31
Русский Архив. - 1870. - № 4
Титов Ф. И. Московский митрополит Макарий Булгаков. Т. 3. - Киев, 1915
Федоров П. Ф. Соловки. - Кронштадт, 1889
Флетчер Д. О государстве русском // Накануне смуты. - М.: Молодая гвардия, 1990
Церковно-общественный вестник. - 1914. - № 31
Церковный вестник. - 1905. - № 32
Чтения в Обществе истории и древностей российских. - 1876. - Кн. 3.
Шереметев Г. С. Архимандрит Леонид (Кавелин). - М., 1901
Церковные иерархи видели плачевность ситуации. Приведу еще красноречивый указ Синода, изданный в 1825 году. "Апреля 13. Синодский, по высочайшему повелению. О воздержании духовных лиц от нетрезвой жизни": "Святейший правительствующий Синод слушали предложение Синодального члена, преосвященного Серафима, митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского: Его императорское Величество несколько раз лично изволил объяснять преосвященному о желании Его величества, чтобы духовные лица были воздерживаемы от пьянства: [император] повелеть ему преосвященному соизволил: для всеобщего всем о сем предписания от Святейшего Синода епархиальным архиереям, которые сверх тех правил, имеющих быть изданными Святейшим Синодом, обязаны внушать всем подведомственным им духовным лицам, воздерживаться от нетрезвой жизни и примером хорошей нравственности утверждать добрые правила в людях светских, их паству составляющих. Доходило до сведения Государя Императора, что при угощении светскими людьми в домах своих Духовных лиц, несколько раз случалось, что быв оные напоены допьяна, от таковых угощений некоторые из них Духовных скоропостижно умирали. Вследствие сего, Его императорское Величество повелеть соизволил: всем начальникам Губерний к непременному наблюдению. Следующее: при исследовании таковых происшествий, касающихся до Духовных лиц, которые доводятся до высочайшего повеления, принимать во внимание саму причину сего происшествия; и если окажется оное последовавшим от угощения кем-либо до того, что подобный Духовный был приведен в нетрезвое положение, то при производстве о сем деле присовокуплять сведения и об оных хозяевах, и в донесениях о происшествиях означать, в чьем доме и у кого именно такое происшествие случилось. Приказали: о сих именных Его Императорского Величества Высочайших повелениях, для должного исполнения предписать, чтобы до постановления и издания надлежащих правил, о искоренении подобных неприличных священническому сану случаев, епархиальные начальства руководствовались по обязанности своей правилами Соборными и Святых Отец, а также последовавшими от Святейшего Синода 1797 мая 6, 1799 марта 24, 1800 марта 22 и 1820 годов августа 5 числа указами, внушая притом духовенству, чтобы оное всемерно воздерживалось от сей постыдной страсти: с такового указа напечатать по числу консисторий, духовных правлений и благочинных копии, отослать для объявления паки всем священно- и церковнослужителям посредством благочинных с подписками о непременном исполнении как прежних предписаний так и настоящего" (Полное Собрание Законов, Т. 40. - С. 200-201).
Как видим только с 1797 по 1825 год последовали пять указов, предписывающих "воздержание от постыдной страсти". Указы не помогали. По отчетным данным Синода с 1855 по 1859 год в виде наказания в монастырях перебывало 4 480 священнослужителей, из них за пьянство - 3 300 человек. (А. Завьялов. Циркулярные указы святейшего Синода. - СПб., 1900. - С. 50, 54). Архиепископ Макарий (Булгаков) писал, что в монастыри его епархии "поступают люди большей частью не по призванию, а по силе обстоятельств, священнослужители: устраненные от места по разным обстоятельствам, преимущественно за нетрезвость" [19] . Иерархи, пытавшиеся навести в монастырях дисциплину, сталкивались с недовольством и сопротивлением монахов (наместник Леонид (Кавелин) в Троице-Сергиевой Лавре; митрополит Филарет в Николаевском Угрешском монастыре [8] ). Ввиду многочисленных нареканий на монашество, в 1869 году, синодальный обер-прокурор Д. А. Толстой представил в Синод докладную записку о монастырской реформе - введении во всех монастырях "общежительного устава" (более строгого, чем господствующий "необщежительный устав"). Синод разослал записку епархиальным архиреям, но из-за сильного сопротивления настоятелей и архиреев реформа была провалена: к концу века из 503 мужских монастырей "общежительный устав" действовал только в 46. Как пишет известный современный ученый П. Н. Зырянов: "Монахи необщежительных монастырей были теснее связаны с внешним миром, вступали с ним в разные имущественные отношения и, случалось, сильно подрывали сложившиеся представления о своей праведности" [8] . В конце 19 века церковь уже только требует, чтобы "примеры, один другого ярче и прискорбнее, полного нравственного падения монастырской братии" [4] не попадали в печать. Особый указ Синода (6 июня 1823 г.) запрещал изготовление "разных соблазнительных фигур в посмеяние монашества сделанных". Пример такой "соблазнительной" фигурки (продававшейся кустарями в Сергиевом посаде в начале 20 века) - "монах, у которого, если нажать пружинку, распахивалось чрево. В нем было битком набито окороков, колбас, винных бутылок и прочей неиноческой снеди" (Прошин Г. Черное воинство: Русский православный монастырь: Легенда и быль. - М., 1988. - С. 312). Цензура требовала положительного изображения монастырей и в художественной литературе - известны примеры, когда произведения целиком или отдельные места запрещались за "крайне неуместное глумление над: монашеской жизнью" (о пьесе "Пустынники", в которой были выведены монахи - пьяницы и обжоры, поселившиеся в пустынь ради праздной жизни), за описание "нравственной извращенности внутренней монастырской жизни" или за то, что "автор намекает на ненормальность безбрачного состояния монахов" (Дризен Н. В. Драматическая цензура двух эпох, 1825-1881. - Пг., 1917. - С. 223, 225, 239).
К началу двадцатого века все ниже падает авторитет у паствы. Так сход крестьян Ольховской волости Царицынского уезда (по донесению жандармского офицера) выносит решение о закрытии церквей и обращении их на более полезные учреждения: школы и больницы. На совещании Всероссийского крестьянского Союза звучит:
"У нас живется все-таки страшно тяжело. Например, в нашем селе много лет идет тяжба с попами. Сколько ни сыплем денег, куда-то проваливаются. Говорят, священники служат посредником между людьми и богом, а на самом деле они служат посредниками между начальниками, полицией и нами и только спешат содрать побольше с крестьян" [17] .
Или другая крестьянская жалоба:
"Не успеешь ворота запереть как они вот опять давай того-сего: свининки, сметанки, куренка, масла, яичек, ржицы, мучицы, конопли - хоть криком-кричи. Собаки не отбрехали, как опять заливаются: попы идут, встречай их таких-сяких" [22] .
Безжалостен был к священникам и монахам фольклор. Народные пословицы и поговорки по Далю: "Монастырь докуку любит (т. е. просьбы и приношения)", "Ой вы, матери-келейницы, сухопарые сидидомицы! К вам старик на двор, а и где вы? - В часовне часы читаем. - Ой вы, матери-келейницы, сухопарые сидидомицы! К вам молодчик во двор, а и где вы? - По кельям лежим". "Ну, порося, обратись в рыбу карася (сказал монах [во время поста, когда разрешено есть только рыбу] )". "Умен, как поп Семен: книги продал, да карты купил", "У него поповские глаза. На поповские глаза не наямишься добра". "Попу, что сноп, что стог - все одно (все мало)". "Ходи в кабак, вино пей, нищих бей, будешь архиерей!". "Охоча старица до скляницы" (Даль В. Пословицы русского народа. Сборник в трех томах. - М.: Русская книга, 1996. - Т. 1. - С. 66, 81, 83, 495; Т. 3. - С. 52, 55, 311, 317). Народные пословицы по этнографу С. В. Максимову (1831-1901) - окончательная редакция его сборника "Крылатые слова" сделана в 1899 году: "Поповы глаза завидущие, руки загребущие", "Попово-то брюхо из семи овчин шито", "Родись, крести, женись, умирай - за все попу деньги отдавай", "У попа не карманы, а мешки" (Крылатые слова. Не спроста и не спуста слово молвится и до веку не сломится: По толкованию С. Максимова. - М.: Худлит, 1955. - С. 50, 51, 298). В песнях о монахах пели: о монахине Стефаниде, которая "наливает стакан винца-водки добрых и другой медка сладкого" и "танцы водит"; о безымянной монашке, что гуляла по кабакам с богатым купцом, затем "малюточку родила, спородивши малюточку, ручки ножки связала, повязавши ручки с ножками, в Шексну-реку бросила"; о том, как монах с красноречивым именем Игренище "просил честной милостыни, а чем бы старцу душу спасти, душу спасти, ее в рай спусти" и, в итоге, утащил в своей "нищенской" суме девушку, вынесшую ему подаяние.
Устное народное творчество - высокодостоверный источник. Бумага (на которой писались жития христианских святых и монастырские уставы) терпела всё, но в устной литературной традиции - от поколения к поколению - сохранялось только то, что народ видел своими глазами. На протяжении веков крестьяне наблюдали у монахов два основных занятия в земной жизни: "Зеленого вина пить, Красных девушек любить". В разных деревнях, разные фольклористы записывали: "Как во келье монах спасается - по три раза в день напивается"; "На горе-то монастырь стоял, Тамо множество монахов. Они горьки были пьяницы, Пили водочку из скляницы"; "Шел чернец по проулку, Как навстречу чернецу стары бабы, Чернечина колпачину понадвинул: Как навстречу чернецу молодицы, Чернечина колпачину посодвинул: Как навстречу чернецу красны девки, Чернечина колпачину долой сбросил" (Русские народные песни. - Л., 1988. - С. 385-393). Наиболее полный современный обзор монастырских сюжетов в русском устном народном творчестве приведен в монографии З. И. Власовой "Скоморохи и фольклор" (М.: Алетейя, 2001. - С. 341-352). Любопытна песня, записанная фольклористом от самих монахов: "Не пойдем ни к вечерне, ни к утрене, // Ни к великому повечерию, // А скажем, чтоб открыл он [игумен] нам погреба, // И вынесем бочки толстобокие: Возьмем черпала медные, глубокие // Выпьем по одной да помолимся". Все сюжеты объединяют темы "монастырского разгула, разврата, лени, алчности, скупости, взяточничества" (Указ. ист. - С. 341).
Фанатично верующая женщина вспоминает о дореволюционных годах:
"Около 5 лет я не причащалась святых тайн, соблазняясь несовершенством и недостатками духовенства. Я не могла тогда понять, что недостойный священник вредит лишь самому себе, что люди в простоте сердца ищущие его благословения, идущие к нему на исповедь, получают по вере своей непосредственно все от самого Бога через таинство священства, врученное пастырям" (Верховцева В. Т. Воспоминания об отце Иоанне Кронштадтском // Возблагодарю Бога моего: Воспоминания Веры Тимофеевны и Натальи Александровны Верховцевых. - М.: Правило веры, 2001. - С. 204).
До подобного "понимания" доходили, конечно, не все. В 1905 году, священник о Михаил (Левитов) писал в "Церковном вестнике":
"Духовенство не пользуется никаким влиянием, ненавидимо и презираемо народом, служит в глазах его олицетворением жадности, корыстолюбия. Духовенство деморализовалось до потери значительной части не пастырского только, но и человеческого достоинства" [23] .
Данные бесстрастной статистики. По "Сводам статистических сведений по делам уголовным", ежегодно составляемым и издаваемым министерством юстиции в 19 в.: "Самые грязные преступления - растление малолетних, кровосмешение, скотоложество и пр. - были преимущественно распространены среди: особенно духовенства" (С. Остроумов. Преступность и ее причины в дореволюционной России. - М.: МГУ, 1960. - С. 104). А. Тарновский, заведовавший статистическим отделом дореволюционного Министерства Юстиции, подтверждает, что среди священнослужителей преступления против нравственности (педерастия, скотоложество и т. п.) встречались в 2.5 раза чаще, чем среди других осужденных (Е. Тарновский. Распределение преступности по профессиям // Журнал министерства юстиции. - 1907. - № 8. - С. 96)*
В XX веке совершенно секретная "Информация председателя Совета по делам Русской православной церкви при СМ СССР Г.Г. Карпова председателю СМ СССР И. В. Сталину о состоянии Русской православной церкви" (составленная, естественно, не для атеистической пропаганды) фиксирует.
"Настоящим бичом в жизни церковных общин является массовое распространение хищений и растрат церковных средств, как со стороны духовенства, так и церковных советов. Церковные советы и духовенство бесконтрольно расходуют церковные средства, употребляют их на свои личные надобности. Нередко эти суммы выражаются в десятках и даже сотнях тысяч рублей. ... недобросовестные лица наживают состояния, используя религиозные верования населения... Патриархией не найдено средств для борьбы с этим злом, а органы суда и прокуратуры затрудняются в решении этих новых для них вопросов, не имея ясных указаний: Отдельные епископы ведут широкий образ жизни, создают пышную обстановку на службе и в быту. Так епископ Сергий (Одесская обл.) имеет прекрасный особняк, обслуживаемый монахинями: Известная часть духовенства ведет себя непристойно. Основные пороки этого духовенства - пьянство, многоженство, растраты церковных денег и т.д."
Любопытный разговор произошел в это же время у академика Курчатова с пожилым верующим. 1952 г., секретарь И. В. Курчатова Д. С. Переверзев:
"Однажды мы с Игорем Васильевичем шли по берегу реки. Навстречу нам попался старичок, который принял Игоря Васильевича за священника и обратился к нему с вопросом:
Батюшка, вы где служите?
В каком смысле? - ответил Игорь Васильевич.
Из Загорска или в Елоховской?
Игорь Васильевич поняв, что его приняли за попа, решил пошутить и ответил, что служит в Елоховской.
Хорошая церковь, - оценил старик.
Ничего, - поддержал его Игорь Васильевич.
Там вид нужен, - продолжал старик. - Вид у вас замечательный, внушительный такой. А без виду в церкви трудно.
Да, вид - он всем нужен. Меня за вид и назначили, - улыбнулся Курчатов.
Нет, - ехидно посмотрел на Курчатова старик, - по виду не назначают. Вы, видать, умный. Вот и голос у вас громкий. Это хорошо. У нас в деревне поп Василий был. Так вот он тоже так служил, что на улице было слышно. Плохо только, несдержанный был, запойный. А как у вас с этим вопросом?
Я сдержанный, - ответил Игорь Васильевич.
Это хорошо, а то все попы пьют.
А отчего же они пьют? - спросил Игорь Васильевич.
Как отчего? От переживаний. Попробуй каждый день за людей переживать - запьешь".
Объяснение, во всяком случае, любопытное.
Современное состояние.
С такой историей болезни становится понятен и современный "статус" православной церкви. Старые симптомы обостряются.
Агенство АПН (статья Голубое лобби в РПЦ) сообщает:
Среди церковнослужителей и православных верующих Свердловской области бушует страшный скандал: глава епархии Владыка Никон уличен в мужеложестве, а также рукоприкладстве, пьянстве и богохульстве. 52 местных батюшки подали 88 рапортов Патриарху Алексию II с жалобами на своего епископа.
Мария Богомолова. Содом и Гоморра в екатеринбургской епархии "Консилиум", приводит выдержки из тем самых рапортов:
"...Я часто бывал свидетелем, как Владыка сквернословил по телефону и в
личных беседах, особенно в пьяном виде. И трезвый и пьяный владыка Hикон мог оскорбить любого священника матом и даже ударить. Однажды пьяный он в присутствии нескольких высших военных чинов неожиданно изо всей силы ударил меня под дых, а мне уже за 50 лет, так что я едва устоял на ногах. (Раздел XIV, рапорт _3)
"Довожу до сведения, что в первых числах октября 1996 г. в Казанском храме г. H. Тагила иеромонахом П. мне было предложено "ублажить" епископа Екатеринбургского и Верхотурского Hикона. Hа мой вопрос как это сделать, иеромонах П. ответил, что я должен исполнить в постели с епископом Hиконом роль мужчины.Я дал свое согласие. Мне было обещано заочно его покровительство... ...За то, что я "ублажал" епископа, мне иеромонахом П. было дано 5 млн.руб. и около 1 млн. - епископом Hиконом".(Раздел XV, рапорт _6).
Всё то же историческое пьянство, рукоприкладство и разврат:
Документальные свидетельства нетрадиционной сексуальной ориентации и аморального поведения иерархов Русской православной церкви приводятся и другими информационными агентствами. Не все они имеют вид официально документированных заявлений (раппортов), часто в них приводятся показания свидетелей пострадавших, из которых можно заключить, что факты, ставшие достоянием гласности являются лишь "вершиной айсберга":
"Спустя время Владыка Никон когда приезжал в монастырь постоянно имел со мной беседы на "скабрёзные" темы, в частности он постоянно просил найти ему келейника или мальчика при монастыре. Один раз он даже потребовал (будучи изрядно пьяным), что-бы я поставлял ему мальчиков ссылаясь на то что в других Епархиях настоятели монастырей занимаются поставкой мальчиков Правящим Архиереям"
Так следует ли удивляться тому, что в наше время дети возвращаются из православного монастыря не с высокими нравственными устоями, а со СПИДом? (Гомосексуализм в православном монастыре?)
Тому, что в отношении архиепископа-распутника Синод пытался ограничиться объявлением выговора? (Епископ Никон ) Или хулиганству настоятеля православной церкви и его воспитанного по всем религиозным правилам отпрыска? (Киевские ведомости)
Конечно, одним "владыкой Никоном" болезнь не ограничивается.
Митрополита Суздальского и Владимирского обвинили в растлении малолетних :
На днях во Владимирской городской прокуратуре было предъявлено обвинение в растлении малолетних, митрополиту Суздальскому и Владимирскому Валентину (Русанцову), главе Российской Православной Автономной Церкви (РПАЦ). После предъявления обвинения у него взяли подписку о невыезде. Это первый в новейшей истории России случай применения таких мер по отношению к религиозному деятелю подобного уровня. Среди обвинений, которые инкриминируются Митрополиту Валентину, - растление несовершеннолетних и вовлечение их в распитие спиртных напитков.
Новости НТВ сообщают что митрополит Валентин обвиняется сразу по трем статьям Уголовного кодекса за "насильственные действия сексуального характера", "понуждение к действиям сексуального характера" и "вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления".
Д. Зобкова и Г. Галкина, Коммерсантъ (Москва), 28.10.1999 г., с. 9. , в заметке "Нечаянные радости отца Севастьяна" приводят следующие факты:
"50-летний настоятель челябинского храма Нечаянной Радости отец Севастьян (в миру Юрий Жатков) регулярно совершал в отношении несовершеннолетних послушников развратные действия и склонял их к сожительству. Об этом свидетельствуют матери потерпевших. Как сообщил заместитель прокурора Челябинска Сергей Мозжерин, отец Севастьян взят под стражу, поскольку представляет реальную опасность для потерпевших и может влиять на ход следствия".
Еще один весьма характерный случай произошел (источник - АПН) в городке Каменск-Шахтинский Ростовской области. Там за соучастие в изнасиловании арестовали иеромонаха Владимира, настоятеля единственного в городе православного молитвенного дома. При обыске у святого отца обнаружили целый секс-шоп: видеокассеты с крутой порнухой, несколько искусственных половых членов и прочую отнюдь не церковную утварь. А, кроме того, отыскали наркотики - марихуану. Позже выяснилось, что за спиной у 32-летнего батюшки - 8 лет лагерей.
Мы не ставим своей целью доказать, что все духовенство подобно героям этой статьи. Важно другое - в современное общество активно внедряются представления о православном духовенстве, как об извечной нравственной элите России, о церкви, как об учителе морали. В действительности, аморальность собственных священнослужителей для РПЦ вечный вопрос, который, как показывает ее история, она решить не способна. Ее претензии обеспечить нравственность всей России - ничем не обоснованы. Мы полагаем, что общество имеет право знать, чего оно может ждать от служителей церкви не на красивых словах, а на деле.
Литература:
"А се грехи злые, смертные..." Любовь, эротика и сексуальная этика в доиндустриальной России. Тексты, исследования. - М.: "ЛАДОМИР", 1999
Богданов А. Перо и крест: Русские писатели под церковным судом. - М.: Политиздат, 1990
Былое и думы // Герцен А. И. Сочинения в четырех томах. - М.: Правда, 1988-1989
Добровольский Л. М. Запрещенная книга в России: 1825 - 1904: Архивно-библиографические изыскания. - М., 1962
Евлогий, митрополит. Путь моей жизни. - Париж, 1947
Завьялов А. Циркулярные указы святейшего Синода. - СПб., 1900
Записки княгини Дашковой. Письма сестер Вильмот из России. - М.: Советская Россия, 1991
Зырянов П. Н. Русские монастыри и монашество в XIX и в начале XX века. - М.: Русское слово, 1999
История русской литературы. Т. 1 / Институт литературы АН СССР. - М.: Учпедгиз, 1941
Карташев А. В. Очерки по истории русской церкви. Т. 1-2. - М.: Терра - Terra, 1997
Конец крепостничества в России: Документы, письма, мемуары, статьи. - М.: МГУ, 1994
Костомаров Н. И. Русская история: В жизнеописаниях ее главнейших деятелей. - М.: Мысль, 1991
Олеарий Адам. Описание путешествия в Московию. - М.: Российские семена, 1996
Памятники литературы древней Руси: Кон. 15-первая половина XVI века. - М.: Художественная литература, 1984
Печерин В. С. Замогильные записки // Русское общество 30-х годов XIX в.: Люди и идеи: Мемуары современников. - М.: МГУ, 1989
Православный Благовестник. - 1916. - № 2-3
Протокол делегатского совещания Всероссийского крестьянского союза 6-10 ноября 1905 г. - М., 1906. - С. 30-31
Русский Архив. - 1870. - № 4
Титов Ф. И. Московский митрополит Макарий Булгаков. Т. 3. - Киев, 1915
Федоров П. Ф. Соловки. - Кронштадт, 1889
Флетчер Д. О государстве русском // Накануне смуты. - М.: Молодая гвардия, 1990
Церковно-общественный вестник. - 1914. - № 31
Церковный вестник. - 1905. - № 32
Чтения в Обществе истории и древностей российских. - 1876. - Кн. 3.
Шереметев Г. С. Архимандрит Леонид (Кавелин). - М., 1901
Вопрос: Так или иначе, РПЦ берётся учить морали и нравственности людей, проживающих на огромной территории - 1/6 части суши. Имеет ли она на это моральное право?
1. Лучший ответ РПЦ на претензии быть учительницей общественной морали: врач, исцели себя сам. | 3 | (27.27%) | |
2. Это все ложь и происки сектантов - Православная церковь свята, непогрешима и является образцом для подражания | 2 | (18.18%) | |
3. РПЦ и ее политика являются источником деградации и вырождения России | 3 | (27.27%) | |
4. Анафема всем кто смеет плохо думать о матери-церкви! | 0 | (0%) | |
5. Не нам судить, а то как бы чего не вышло... | 3 | (27.27%) | |
Всего: | 11 |